г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Выставка "Карельская весна"

Место проведения Шелтозерский вепсский этнографический музей, Прионежский район

Мошкин Константин Анатольевич родился 1.08.1990 года в г. Борисове республики Беларусь в семье военнослужащего, однако генетическая родина художника - Вятка. С детских лет увлекался рисованием, которое стало его жизненным призванием. Обучался в детской художественной студии (1994 - 1998), ДХШ (2002 -2006), которые стали для него стартовой площадкой для профессионального обучения в Вятском художественном училище им. А. А. Рылова (2006 - 2011; мастерская заслуженного художника России Л. М. Старковой) и Московском Государственном Академическом Институте им. В.И.Сурикова (2011 - 2017; мастерская народного художника России В. М. Сидорова).

Любовь к природе России определила его предпочтение к пейзажу, а увлечение историей родного края обратило его внимание на судьбу финно-угорских народов издревле проживавших в Северной Европе.   Карелия открыла двери в мир культуры прибалтийско-финских племён, вдохновила на создание творческих работ, посвященных образу природы, ставшей колыбелью Уральских народов. Художник совершил ряд поездок по южному берегу Онежского озера, где собирал материал для дальнейших художественных работ. Одно из наиболее ярких впечатлений этих поездок отразилось в картине "Карельская весна", ставшей в последствии центральным звеном одноимённой серии живописных полотен. В основе композиции - панорама старинного вепсского села Шёлтозеро. Художник изображает красоту села с его архитектурными особенностями, речку, непременного спутника селения, непростой труд крестьянина на своей усадьбе. Поистине, благословенная земля, которая живет и дышит. Дополняют панораму заглавного полотна фрагменты отдельных сельских улиц, уголков вокруг селения, трепетно передающих и шум берёз и звенящую тишину заходящего солнца, в отражении которого блистают живущие здесь люди. Помимо территориальной локализации серия объединена одной темой. Ею стал образ весны. Она то стремительная и бурная, то тёплая и тихая, прогоняет зиму и встречает лето.

Природа в его работах - это не только пейзаж, это мир сакральных символов и вечных спутников жителей севера, ритм повседневной деятельности которых умело передается основными художественными средствами: цветом и формой, составляющими основу выражения ментального портрета и пейзажа. Картины "Озеро", "Восход луны", "Март", являют собой традиционные элементы жизненного пространства вепсов, карелов и коми. Любовно выстроенные в композициях ряды хвойных деревьев: сосен, елей, почти дышащих, погружают нас в атмосферу быта лесных охотников и рыбаков . Наши предки входили в этот лес "с непокрытой головой", который приносил плоды, укрывал в непогоду. Восходящяя луна завершала короткий зимний день, торопила на ночлег усталого промысловика. Под высокой елью, священным деревом многих финно-угорских народов, он находил приют, устраивал нодъю, в голубых озёрах добывал себе рыбу, в шуме сосен лились его песни. Всё это вплелось крепкой нитью в его сознание, отразилось на его миропонимании и характере.

Углубившись в пространство вепсского языка, художник открыл для себя новый материал для вдохновения - слово. Возникая в названии картин, оно приобретает особый смысл, становится основой художественного образа. На картине "Гроза" мы видим типичный пейзаж прионежских деревень, и, кажется, скорее обобщенный, нежели конкретный. Он прост и лаконичен: широкая гладь воды, изба на высоком подклете, лодка, под высоким небом течёт повседневная жизнь. Но вдруг в эту мирную повседневность врывается, как гром среди ясного неба, буря. Триумфальная тишина нависает над малым селеньем - и житель тревожно взирает на тёмные тучи - где-то там наверху видно Дюмал (Бог) готовится пролить свой гнев на покорную землю. В дословном переводе с вепсского - " Дюмалан ся" (Гроза) - " Божья погода". Удивительно ёмко в нём выражено миропонимание древнего человека в мире одушевлённых стихий.

Во всех, больших и малых работах угадывается не только философское, но и художественное звучание слова летописной веси, где сформировавшаяся среда, определила народное сознание.

Собирая материал для картин, путешствуя с рюкзаком и общаясь с людьми, художник создал ряд графических зарисовок в своём путевом альбоме. Среди них фрагменты архитектуры, а также портреты местных жителей, выполненные в стилистике беглого живого рисунка.   Быстрый набросок позволяет зафиксировать художнику увиденный образ всего в нескольких линиях, не вдаваясь в подробности, отобрать для дальнейшей работы характерные элементы. Герои этих графических листов - простые жители вепсского села Шёлтозеро. Помимо художественного образа художник стремился запечатлеть и их антропологические особенности внешности. Порой модели даже не позировали автору, многие изображены в их повседневных заботах, как бы украдкой нанесены свободными линиями на лист.  

Как молодой художник, собирающий материал для больших художественных работ, Константин Мошкин представляет и натурные этюды, согретые его личностным отношением к увиденному в Шёлтозеро.

Новый
туристский портал

Перейти