г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Беломорско-Балтийскому каналу - 80 лет

2 августа 1933 г. в эксплуатацию был принят Беломорско-Балтийский водный путь с присвоением ему наименования Беломорско-Балтийского канала имени Сталина.

Строительство Беломорско-Балтийского канала (ББк), соединившего Белое море и Онежское озеро, началось по инициативе И.В.Сталина в 1931 г., когда на базе Соловецкого исправительно-трудового лагеря был организован Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь. Беломорско-Балтийский канал — это не просто судоходный канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. А также не просто важный транспортный объект, дающий выход из Белого моря через Волго-Балтийский канал на Балтику и Каспий (через Волгу соответственно), а через Волго-Донский канал в южные моря. Это целая история, начало великих лагерных строек выдающихся объектов советского времени.
Строительство канала началось в апреле 1930 года. Срок был отведен в 3 года. Для ускорения работ изменили и габариты шлюзов и глубину канала. Габариты камер планировались в 312х20х7 метров (длина, ширина, глубина), как это предполагалось до этого, в итоге составили всего 133х14,3х4 метра. Стройка была засекречена, прокладкой канала руководило начальство НКВД СССР. В сентябре 1930 года было издано постановление о возможности привлечения заключенных к строительству канала - строительство взяло под контроль ОГПУ. Путём жесточайшей эксплуатации около 280 тыс. заключённых ГУЛАГа, работавших с использованием ручных орудий труда, практически без применения техники, удалось достичь рекордных темпов прокладки канала.
16 октября 1931 г. одновременно на всём протяжении будущего судоходного пути, от посёлка Повенец на берегу Онежского озера, до селения Сорока (г. Беломорск) на Белом море, начались скальные и земляные работы.
 
С 1931 г. по 1933 г. строительством руководил Н.А.Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. По разным источникам, от лишений и тяжёлого труда на строительстве канала погибло от 50 до 200 тыс. человек. Строительство канала внесло след и в жаргонный фольклор. Добавились слова туфта и аммонал: "Без туфты и аммонала не построим мы канала". Аммонал - это взрывчатка. Туфта - жаргонное слово, обозначающее Технику Учета Фиктивного Труда. Появилось и слово зек. В оригинале звучало как сокращение к сокращению з/к - "Заключённый каналоармеец".Уже в мае 1933 г. по новому каналу пошли первые пароходы, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 г. После окончания строительства на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.
 
Создание мощного транспортного пути с комплексом сложных гидротехнических сооружений (шлюзов, плотин, водоспусков, дамб и искусственных каналов) обеспечило установление непосредственной водной связи между Балтийским морем и Севером, что позволило исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далёким кружным путём в обход Скандинавского полуострова. За время Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. После войны повреждённые объекты восстановили, и канал был вновь введён в строй в июле 1946 г., а в 1950-х гг. начались работы по электрификации его сооружений и механизмов. Сегодня на базе канала действует историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», который представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилищных и административных зданий, памятных мест принудительного труда и места захоронений погибших создателей канала.
 
НЕМНОГО ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Сооружения канала включают 128 объектов, из которых шлюзов — 19, плотин - 15, водоспусков — 19, дамб — 49 и искусственных каналов — 33,  гидроэлектростанций - 5, а также ряд других сооружений. Питание водой канала естественное.
Шлюзы канала разделены на две группы, обеспечивающие судоходный ход на северном и южном склоне соответственно. На южном склоне размещены 7 шлюзов (известны, как "лестница Повенчанка"), создающих напор 69 метров, причём 6 из 7 шлюзов являются двухкамерными, один — однокамерным. На северном склоне размещены 12 шлюзов, создающих напор 103 м, из них 7 двухкамерных и 5 однокамерных. Шлюзы имеют однотипную конструкцию и одинаковые размеры камер. Верхние и нижние ворота двустворчатые. Питание камер водой осуществляется через короткие обходные водопроводные галереи, расположенные в верхней и нижней головах шлюза. Изначально подпорные сооружения, причальные стенки, отдельные части стен шлюзов были выполнены в виде деревянных ряжей, заполненных камнем. Некоторые шлюзы были вырублены в скальном грунте и их стенами являлись естественные скальные породы, облицованные древесиной  или выровненные бетоном. В дальнейшем деревянные конструкции частично были заменены более долговечными бетонными.
Перепад уровней на северной части канала используется для выработки электроэнергии Выгским каскадом ГЭС, состоящим из 5 ступеней: Ондская ГЭС, Палакоргская ГЭС, Маткожненская ГЭС, Выгостровская ГЭС, Беломорская ГЭС. Мощность каскада — 240 МВт, среднегодовая выработка — 1310,5 млн. кВтч. Строительство ГЭС шло отдельно от остальных сооружений канала с 1949 по 1967 год. ГЭС низко- и средненапорные, с поворотно-лопастными гидроагрегатами, построены по приплотинной или плотинно-деривационной схемам. В отличие от других сооружений канала, ГЭС принадлежат не государству, а частной компании ОАО «ТГК-1».

 

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТ УЧАСТНИКАМ СТРОИТЕЛЬСТВА БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКОГО КАНАЛА ИМЕНИ ТОВ. СТАЛИНА

 Постановление Центрального исполнительного комитета Союза ССР

 В связи с успешным окончанием строительства Беломорско-Балтийского канала имени т. Сталина, сооружения, имеющего огромное народнохозяйственное значение, и передачей канала в эксплоатацию, Центральный исполнительный комитет Союза ССР постановляет:
1.    Принять к сведению, что к моменту окончания строительства Беломорско-Балтийского канала имени т. Сталина органами ОГПУ Союза ССР уже полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства и сокращены сроки отбывания мер социальной защиты в отношении 59 516 человек, осужденных на разные сроки и проявивших себя энергичными работниками на строительстве.
2.    За самоотверженную работу на строительстве Беломорско-Балтийского канала имени т. Сталина снять судимость и восстановить в гражданских правах 500 человек по представленному ОГПУ Союза ССР списку.
3.    Поручить ОГПУ Союза ССР обеспечить дальнейшее поднятие квалификации в строительном деле наиболее талантливых работников из числа бывших уголовников-рецидивистов и при поступлении их в учебные заведения обеспечить стипендией.
 
Председатель Центрального исполнительного комитета Союза ССР
М. КАЛИНИН.
Секретарь Центрального исполнительного комитета Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ.
Москва, Кремль. 4 августа 1933 г.
 
Календарь строительства Беломорско-Балтийского водного пути
1931 год
18 февраля. Совет Труда и Обороны выдал окончательное задание на проектирование ББК
1 июля. Утвержден эскизный проект канала
1 августа. На станции Медвежья Гора началось составление технического проекта ББК.
16 октября. На будущей трассе канала начались строительные работы.
19 октября. Начались работы на Южном и Северном краснознаменных боеучастках.
24 октября. Начались работы; на Водораздельном канале.
1932 год
14 марта. Уложен первый на строительстве кубометр бетона (на нижней голове северного шлюза первого боепункта Южного краснознаменного боеучастка).
5 июня. Закрыта перемычка на Хижозере (второй боеучасток).
14 июля. Ударники Северного краснознаменного боеучастка перекрыли русло реки Выг.
22 июля. Полностью закончена первая на строительстве бетонная голова шлюза (северный шлюз первого боепункта Южного краснознаменного боеучастка).
1 августа. Ударники Повенца перекрыли русло реки Повенчанки.
31 августа. Закончена насыпь Дубровской дамбы — крупнейшего земляного сооружения на ББВП.
7 сентября. Постановление Президиума ЦИК СССР о широких льготах для ударников Беломорстроя.
18 сентября. На одном из крупнейших гидротехнических сооружений ББВП — Пала-Коргской бетонной плотине — полностью закончена укладка бетона.
19 октября. Окончены бетонные работы на Маткожненской плотине.
30 октября. Окончена насыпь Надвоицкой земляной плотины.
1 декабря. Дубровская дамба полностью закончена и отделана.
1933 год
7 января. Первый день штурма на Водораздельном канале.
12 января. Закончены бетонные работы на последней, пятьдесят первой по счету, голове шлюза (южный шлюз третьего боепункта Южного краснознаменного боеучастка).
20 января. Закончена насыпь Пала-Коргской земляной плотины.
28 января. Закончена насыпь Маткожненской земляной плотины.
23 февраля. Слет штурмовых фаланг Водораздельного канала.
13 марта. Строительство ББВП объявлено на боевом положении. Опубликован приказ № 1 Главного штаба строительства ББВП.
29 марта. Земснаряд «Свирский-12» приступил к разборке перемычки у входа в ББК со стороны Повенецкого залива Онежского озера
20 апреля. Полностью закончен первый на строительстве шлюз (северный шлюз второго боепункта Южного краснознаменного боеучастка).
28 апреля. Закончен Водораздельный канал.
12 мая. Сооружения Надвоицкого и Шаваньского узлов приняли полный напор воды.
19 мая. Закончен последний шлюз (северный шлюз шестого боеучастка,).
29 мая. Первый караван судов во главе с «Чекистом» прошел повенчанскую лестницу.
11 июня. Первая гонка плотов на ББВП.
20 июня. Все работы по строительству и внешнему оформлению основных гидросооружений ББК завершены Правительственная пусковая комиссия во главе с членом коллегии Наркомвода т. Лениным приступила к осмотру сооружений.
26 июня. Рапорт правительству СССР об окончании строительства ББВП.
30 июня. Теплоход «Севастополь» прошел по всей трассе канала от Онежского озера до Белого моря
2 июля. Создано первое подразделение по эксплуатации ББК - Отдел пути и эксплуатации Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря ОГПУ СССР.
20—23 июля. Пройдя от Повенца до Сорокской губы Белого моря на пароходе «Анохин», с Беломорско-Балтийским каналом ознакомились И. В. Сталин, С. М. Киров и К. Е. Ворошилов
27 июля. Подписан «Генеральный акт освидетельствования готовности к пуску и приемки в эксплуатацию Беломорско-Балтийского водного пути». В соответствии с «Актом...» транзитное судоходство по каналу открывалось с 30 июля 1933 года, т.е. через 20 месяцев и 10 дней после начала строительства
2 августа. Постановлением СНК № 1635 канал принят в эксплуатацию и зачислен в число действующих внутренних путей СССР под названием «Беломорско-Балтийский канал имени тов. Сталина».
4 августа. ЦИК СССР наградил орденами более 30 руководителей и инженеров, участвовавших в строительстве канала. 12484 строителя-заключенных освобождены, 59516 заключенным сокращены сроки заключения, с 500 бывших заключенных снята судимость и они восстановлены в гражданских правах
22-23 августа. ББК посетили 120 ведущих литераторов СССР. По предложению ОГПУ они приняли участие в работе над монографией «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. 1931-1933 годы».
26 августа. Последний слет ударников Беломорстроя. Важнейшие события в истории Беломорско - Балтийского канала:
 
Документальные фильмы о ББК
Historical files THE CANAL OF LOST HOPE
Д/ф "Беломорско-Балтийский водный путь" 1933г.
Все для любимой страны, док./фильм, 1933г.

 

Новый
туристский портал

Перейти