Гулянья «Горела Купала, горела на Ивана...»
«И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса»
А. С. Пушкин
Пушкинский Заповедник приглашает на гулянья «Горела Купала, Горела на Ивана...» в музей «Пушкинская деревня» в д. Бугрово. Музейный фольклорный коллектив «Пушкинская деревня» и семейный фольклорный ансамбль «Поозерье» представят традиционные купальские празднества: обряды, песни, хороводы, игрища. Для вас -мастер-классы по плетению купальских венков, изготовлению традиционной псковской куклы «Купалы», вязанию купальских веников. На празднике можно будет приобрести сувениры - ароматический сбор «Купальские травы» и свежие веники. Девушки с косами будут соревноваться за звание «Купалы». Семейные пары поборются за награду «Иван да Марья». От лучших сказочников и балагуров мы ждем «Купальских баек» на складчинной трапезе, где все желающие смогут отведать старинные псковские блюда. Победители получат памятные подарки и зажгут купальский костер. Желающие могут участвовать в празднике в собственных народных костюмах.
Праздник Купало – это великий день очищения водой и огнем, происходящий в летнее солнцестояние. Слово «купало» означает горячее, ярое, кипящее существо, под которым подразумевается солнце. Этот день языческого божества совпал с христианским праздником – Рождество Иоанна Крестителя – Святого Иоанна Предтечи. Это совпадение и слияние праздников привело к изменению в названии праздника – Иван Купала (по другим источникам, наоборот, христианский праздник "День памяти Иоана Крестителя" решили совместить с народным языческим).
С образом божества связана любовная легенда. Разлученный в детстве со своей родной сестрой, Купало, не зная о том, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней. А закончилось это трагически: брат и сестра покончили с собой, утопившись. Отсюда и
эротичный характер праздника. Считалось, что, пройдя через все обряды праздника, человек очищается. Для приведения себя в нужное состояние, славяне-язычники пили особые отвары трав. В этот день, день жатвы, зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра.