ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Дорогие гости и жители республики! Предлагаем Вашему вниманию однодвневные программы по Карелии. Уверены, каждый из Вас сможет подобрать себе маршрут по душе и настроению!

Приглашаем Вас принять участие в III Всероссийской научно-практической конференции «Туризм и образование: исследования и проекты».

Пудожский

Расположение и транспортные связи
Природные особенности
Исторические особенности
Топонимика Пудожских населенных пунктов 

паспорт района

Населенные пункты: города, села, деревни

Расположение и транспортные связи

Пудожский район (площадь - 12,7 тыс. кв. км) расположен в юго-восточной части Карелии, вдоль восточного побережья Онежского озера. В 2002 году был введен в эксплуатацию соединительный участок автомобильной дороги между Пудожским районом Республики Карелия и Каргопольским районом Архангельской области. Он является частью международной автомобильной трассы "Голубая дорога", которая должна соединить северные и северо-западные регионы России со странами Скандинавии.

наверх

Природные особенности

 Здесь заканчиваются ветви Олонецких хребтов, формирующих гористый рельеф большей части северной Карелии, и значительную территорию северного и центрального Пудожья занимает невысокая равнинная возвышенность, которая к югу переходит в мокнущие низины и бесконечные болота, поэтому отличительной особенностью района является его сильная заболоченность. Более 10 % территории занято реками и озерами, самые крупные – озеро Водлозеро и река Илекса, главный приток Водлозера, которое знаменито красотой и строптивым нравом. От восточных границ к берегам Онежского озера проложила русло река Водла, главный водный путь края. Она берет начало из озера Водлозеро, самого большого из 64 пудожских озер. Система Илекса-Водлозеро-Водла давно освоена водными туристами (байдарки, рафтинг), а с организацией в крае национального парка "Водлозерский" ее спортивно-туристская направленность значительно возросла и вошла в организованные рамки.

наверх

Исторические особенности

Пудожский край заселен людьми в далекой древности. Свидетельство тому наскальная живопись - так называемые петроглифы восточного берега Онежского озера, которые рассказывают о людях, живших здесь 4 - 6 тыс. лет назад. Этнический состав первых поселенцев еще не установлен. Определенно известно лишь, что в конце I тысячелетия нашей эры здесь жили два племени финно-угорской языковой группы - лопари (саамы) и чудь, которую исследователи считают предками современных вепсов. На рубеже I и II тысячелетий начинается проникновение на пудожскую землю славянских поселенцев.

По территории края проходил водный путь из Новгорода по Онежскому озеру, реке Водле в Заволочье с выходом на реку Онегу и Белое море. В XI - XIV вв. на всем протяжении пути следования новгородцев возникали русские поселения. Коренное финно-угорское население стало постепенно растворяться в потоке русских переселенцев. В XIV веке на территории края появились монастыри: Свято-Успенский Муромский, а затем - Шальский. Свято-Успенский Муромский сохранился до наших дней и в настоящее время возрождается.

В 1478 году Новгород объединился с Москвой. Вскоре после этого в состав Русского централизованного государства вошел, наряду с другими новгородскими владениями, и пудожский край.

наверх

Достопримечательности

Пудож - самобытный край, заселявшийся в основном выходцами из Великого Новгорода, чему способствовал древний торговый путь, соединявший этот город через Онежское озеро - р.Водлу - ее приток Череву - р.Онегу с Беломорьем. Он занимает третье место в республике по числу культурно-исторических памятников: всего их 348, в том числе 152 памятника архитектуры, 13 - истории и искусства, 181 - археологии. Наибольший туристский интерес вызывают Онежские петроглифы, выбитые древним человеком на скалистых мысах и островках, расположенных южнее устья р.Водлы. Эта обширная картинная галерея, насчитывающая свыше тысячи изображений, является памятником мирового уровня.  В 25 км к югу от петроглифов мыса Бесов Нос на Муроме находится Свято-Успенский действующий мужской Муромский монастырь, основанный в 1350 году. Он был закрыт в 1918 и восстановлен в 1991 году.

Сведения о сражениях на территории Пудожского края в 1448 году имеются в книге "Старая Пудога с XIV по XVIII век. Историко-бытовой очерк" (Петрозаводск, 1906). Автор - преподаватель Олонецкой духовной семинарии, действительный член Императорского Санкт-Петербургского археологического института Николай Семенович Шайжин. Шайжин награжден орденом Ленина, похоронен в Вологде. Книга содержит 10 глав, 46 страниц.

Согласно "Списка населенных мест" в Карелии, по переписи населения от 1926 года, значатся: Корбозерский сельский Совет, д.Стешевская (центр Совета) .... деревня Татарская Гора, деревня Чуркина Гора. В настоящее время оба эти населенных пункта именуются одним, сводным наименованием - деревня Тамбичозеро. На современных картах почему-то есть два одинаковых наименования Татарская Гора (на берегу озера Тамбичозеро) и Татарская Гора на речке Тамбича, в одном километре друг от друга. Воинское захоронение находится вблизи последней, на речке Тамбича, с высотной отметкой 179 м. На карте эти населенные пункты расположены на границе Пудожского района Республики Карелия и Архангельской области, в юго-восточной части Пудожского района.

Археологические раскопки захоронения проводились карельскими учеными в 1937-39 гг. и в 1940 году законсервированы. Наложен запрет на дальнейшее проведение раскопок. В местном краеведческом музее им. Кораблева в Пудоже есть несколько экспонатов из этого захоронения.

На территории Пудожского района расположена древнейшая культурная территория, получившая название  Водлозерье. В 1991 году для сохранения уникального природного наследия Водлозерья, проведения научных исследований, организации экологического просвещения и туризма был организован национальный парк "Водлозерский". Этот парк, один из крупнейших в Европе, стал первым охраняемым объектом такого типа на Европейском Севере России. В Водлозерье возрождаются старинные обычаи, возвращается жизнь старинным храмам, на местах покинутых деревень ставятся поклонные кресты, организуются музеи и выставки.

Традиционными на Пудожской земле стали праздники: День города (раз в два года, июнь) , Ильин день на Водлозере и в д.Пяльма (2 августа), праздник Смоленской иконы Божьей Матери в д.Кубовская (август), «В краю былинном » посвященный пудожскому сказителю  Ф.А.Конышкову, д. Семеново  (ежегодно, июнь),Соревнования по подледному лову рыбы (ежегодно, апрель), Конкурс по спортивному рыболовству «Пудожские налимы»  (ежегодно, август) на озере Водлозеро (НП « Водлозерский»),

Топонимика Пудожских населенных пунктов

Автор текста – Костин. А., г.Пудож

Среди множества топонимов Пудожского района самые понятные, казалось бы, те названия населенных пунктов, которые происходят от имени первого поселенца или первого владельца этой местности. Но не все так просто. Если названия Семеново, Авдеево и т. д. не требуют пояснений, то в ряде случаев нужен "перевод", так как многие старинные имена сейчас забыты и не употребляются либо существуют в другой форме. В XVI веке, но моим подсчетам, жители Пудожского края использовали более 200 мужских имен, в том числе около 30 - дохристианских. Рядом с Иванами, Федорами, Семенами мирно уживались Беляй, Гуляй, Хрюка, Истома, Негодяй, Третьяк, Меньшик и другие. Вот и непонятно жителям иной деревни ее название, хотя объясняется оно зачастую очень просто. Вот, к примеру, деревня Харлово. Сейчас это дачное место для жителей районного центра, получившее даже шуточное название "Харловы Вары" по аналогии со знаменитым чешским курортом. Но если серьезно, то именоваться как Харлово деревня стала по имени некоего Харлампия (производная форма - Харло).

Пудожский край, как известно, был "колонизирован" в XI веке новгородцами. Это хорошо заметно в его топонимике. Некоторые названия деревень происходят от личных имен с типичным новгородским суффиксом - "ша". В их числе: Гаршина Гора (Гарша - Герасим), Доршинская (Дорша - Дорофей), Стешевская (Стеша - Степан). Очевидно, сюда же можно включить и Каршево (Карша - Карл). Вот еще типичные новгородские имена - Путило (д.Путилово), Гостило (д.Гостьнаволок). Такого же происхождения, возможно, названия деревень Бочилово, Вачалово, Бостилово.

Иные топонимы можно разгадывать, как шахматные задачи. Например, Киково. Кика - старинный женский головной убор. Но это, как говорят шахматисты, ложный след. Скорее всего, личное имя Кика - производная форма от созвучного имени Акинфий, Кирилл, Кирик и тому подобных.

В названиях некоторых деревень, возможно, запечатлена характеристика первого поселенца. Примеры: Мичуринская ("мичура" по-старославянски - угрюмый человек), Росляковская (высокий человек), Рогозинская (рагоза - сварливый, неуживчивый). А имя основателя деревни Белоглазовская есть в писцовых книгах XVI века. Звали его Прошка Белоглаз. Особенность пудожской топонимики - обилие названий деревень со словом "след". Так в старые времена именовался выморочный земельный участок, у владельца которого после его смерти не оставалось наследников. Так появились в Пудожье Нефедовский след, старый Селиванов след, Заболотный след, Зарубежанинов след и т.д.

Как правило, названия поселков и деревень происходят от мужского имени, но есть исключения. Деревня Улитинская получила свое название от женского имени Улита (полная форма Иулитта, а по-итальянски - Джульетта).

Непонятные названия некоторых населенных пунктов породили немало легенд и преданий. Есть неподалеку от Пудожа две деревни - Ножово и Колово. По версии местных жителей, в старые времена их предки частенько ходили драться деревня на деревню. Причем одни вооружались кольями, выдернутыми из изгороди, а другие - ножами. Отсюда, мол, и название. На самом деле, еще в писцовых книгах XVI века Колово называлось иначе, а именно - деревня на Коловом плесе. И связано это, по-моему, с тем, что на реке Водле в данном месте стояли колья (иначе - заколы), т. е. орудия рыбной ловли. Пудожане и сейчас в зимнее время ставят колья в громадных количествах. Кстати, с основной рыбой Водлы связаны еще несколько наших топонимов - порог Мневец, Мневецкое болото, Мневецкое озеро ("мень" - это налим по-старославянски. О пудожанах так и говорили в старину: меньки-толстоголовики).

Еще одна легенда связана с деревней Мячево. Якобы ее обитатели были искусны в изготовлении берестяных мячей, отсюда и название. Однако в самых древних источниках это селение именуется иначе - Мечево. Возможно, данный топоним имеет прибалтийско-финские корни, точно так же, как и Новзима, хотя и гласит предание, что когда- то пришли сюда русские люди, перезимовали, а там и вторая зима наступила. Вот и сказали они: "Вновь зима...".

Некоторые русские названия пудожских селений еще не разгаданы: например, Кубово. Кубовляне уверены, что имя получено поселком от лесозаготовителей, так как их задача - дать побольше "кубиков", т. е. кубометров леса. Однако соседняя с поселком деревня еще в позапрошлом веке называлась - Кубовская на Усть-Колоде. Значит, объяснение названия другое, а какое - пока не ясно.

С одним из пудожских топонимов связана самая страшная трагедия в истории края. В конце XVII века Пудога стала одним из центров раскола на Севере. В 1693 году раскольники совершили поход из Рогозерской пустыни на Пудожский погост и захватили его. Против пудожских раскольников из Олонца был направлен отряд стрельцов под командованием сотника Никиты Ижорина и подъячего Ивана Буракова. Раскольники бежали и 12 августа в деревне Строкиной "приняли огненное крещение". В официальном документе от 17 августа 1693 года говорилось следующее: "Воры и раскольники заперлись в четырех избах. Их отговаривали от ереси, но они начали стрелять. Стрелки кинулись к стенам, стали прорубать... но они запалились и сгорели". Это было одно из крупнейших в России самосожжений: в огне погибло около тысячи староверов. И вот что странно: до сих пор не известно местонахождение деревни, где произошла эта "гарь". Не упоминается Строкина ни в одном из исторических источников по Пудожскому краю. Что называется, канула в Лету... И все-таки верится: разгадана будет эта тайна. А помочь может топонимика - интересная и увлекательная отрасль исторического знания.

наверх