г. Петрозаводск, пр. К.Маркса, 14

Тел. +7 (8142) 76-48-35

г.Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Русский English

Ялгуба

Ялгуба

Ялгуба - историческое поселение  сер. XVII в., старинная деревня, которая входит в состав Заозерского сельского поселения прионежского района Республики Карелия.

Выявленные объекты архитектуры: амбар Барсукова кон.XIX-нач.XXвв.; 7 жилых домов кон.XIX-нач.XXвв.; дом жилой Лобанова кон.XIX в.; часовня кладбищенская нач. XX в.

Памятники археологии:

Стоянка Ялгуба I* (IV-III тыс. до н.э.) у сев.-западной окраины, в 50 м сев.-западнее здания фермы, в 60 м слева от дороги на Петрозаводск, на сев.-вост. берегу залива Ялгуба Онежского оз.

Стоянка Ялгуба IV* (VI-V тыс. до н.э. (?) у северо-западной окраины д.Ялгуба на сев.-вост. берегу залива Ялгуба Онежского озера, в 20 м сев.-западнее пос.Ялгуба.

Стоянка Ялгуба V* (III-II тыс. до н.э) в 70 м западнее окраины д.Ялгуба, к востоку от кладбища, в 70 м справа от дороги Ялгуба-Петрозаводск.

Выявленные объекты археологии: стоянка Ялгуба VII (V – IV тыс. до н.э.) 450 м южнее д.Ялгуба, на южном берегу залива Ялгуба Онежского озера, в 34-40 м от берега озера.

Известным уроженцем Ялгубы является известный русский ювелир Михаил Евлампьевич Перхин. Он родился в деревне Окуловская (ныне северный конец Ялгубы), что в 30 километрах от Петрозаводска, в 1860 году. Здесь похоронены его родители – отец Евлампий Арсеньевич и мать Анна Трефиловна.

Скворцов Н., священник Виданского прихода. Село Ялгуба, Петрозаводского уезда // Олонецкие епархиальные ведомости. 1904. № 2. С. 52 – 55.

  Село Ялгуба, Петрозаводскаго уѣзда.

Названіе „Ялгуба” (въ 6-ти в. отъ г. Петрозаводска), какъ записано въ введеніи въ церковную лѣтопись Ялгубскаго прихода, корельское: происходитъ будто-бы отъ корельскаго слова ял-гора и русскаго — губа (Правильнѣе было-бы названіе Ялгуба производить отъ корельскаго слова «ялгу» —нога, такъ какъ едва-ли есть корельское слово ял-гора. Въ пользу мнѣнія, что Ялгуба нужно производить отъ Ялгу — нога, можно привести и то, что заливъ или губа, при которой стоитъ село, имѣетъ нѣкоторое сходство съ ногой.)
 
Село Ялгуба состоитъ изъ трехъ деревень: сѣверной Окуловской, въ которой стоитъ храмъ, средней — Анхимовской и южной — Емельяновской. Деревни эти ничѣмъ другъ отъ друга не раздѣляются, а составляютъ одно село. Храмъ въ Ялгубѣ построенъ въ 1809 году; снизу онъ каменный, вверху деревянный, теплый. Средства на постройку храма были пожертвованы прихожанами и сторонними благотворителями. Въ введеніи въ церковную лѣтопись записано по преданію отъ старожиловъ, что Императоръ Александръ I-й пожертвовалъ на постройку этого храма 500 руб. Престолъ въ храмѣ одинъ, посвященъ Св. Николаю Чудотворцу. Храмовой праздникъ совершается 6-го декабря и 9-го мая. Въ прежнее время въ Ялгубѣ было два храма. Первый изъ нихъ — во имя Святителя Николая построенъ былъ въ XVI в., сгорѣлъ въ XVIII в.; другой — во имя преподобнаго Александра Свирскаго построенъ въ ХѴIII в., сгорѣлъ въ 1835 году. Въ народѣ же говорятъ, что оба храма сгорѣли въ одно время... Отъ сгорѣвшихъ храмовъ остались цѣлыми рѣзныя позолоченыя царскія двери и иконы: Тихвинской Божіей Матери, Николая Чудотворца и Александра Свирскаго. Царскія двери, нѣсколько возобновленныя, находятся въ нынѣшнемъ храмѣ на своемъ мѣстѣ. Иконы Тихвинской Божіей Матери и Александра Свирскаго находятся въ предъалтарномъ иконостасѣ въ числѣ мѣстныхъ иконъ, а икона Николая Чудотворца за лѣвымъ клиросомъ. Такъ какъ эти иконы во время пожара сильно попортились, то онѣ переписаны вновь (Въ городѣ Петрозаводскѣ иконописцемъ Машезерскимъ, нынѣ покойнымъ). Икона Николая Чудотворца и теперь имѣеть съ задней стороны поврежденія отъ огня. Сгорѣвшіе храмы, какъ можно думать изъ того, что крестьяне деревень Емельяновской, Карповской (теперь Анхимовская) и Окуловской платили пятину Новгородскому Хутынскому монастырю, въ старину подлежали вѣдѣнію выше указаннаго монастыря и Новгородской духовной консисторіи. Другихъ свѣдѣній о храмахъ и документовъ о нихъ не имѣется.
Въ 1863 году 4 мая прихожане Ялгубской церкви составили приговоръ объ открытіи церковно-приходскаго попечительства и избрали попечителей. Приговоры были представлены на благоусмотрѣніе Высокопреосвященнѣйшаго Архіепископа Олонецкаго и Петрозаводскаго Аркадія. Было-ли открыто попечительство или нѣтъ, неизвѣстно. Школъ въ приходѣ не было, а обученіемъ мальчиковъ съ 1839-го года и далѣе занимался безплатно діаконъ Матѳей Почезерскій. Обученіемъ дѣвочекъ съ 1863-го года занималась дочь умершаго мѣстнаго священника Алексѣя Ильинскаго Марія; тоже безплатно. Въ 1868 и 1869 годахъ учащіе получили пособія: въ первый разъ учитель получилъ 5 р., учительница 10 рублей, а сколько во второй — неизвѣстно; неизвѣстно также, откуда было выдано пособіе.
Кромѣ главнаго храма въ Ялгубскомъ приходѣ есть еще приписной. Онъ находится въ селеніи Суйсари, отъ Ялгубы въ 10 верстахъ. Въ этой деревнѣ сначала была часовня во имя св. пр.  Божія Иліи, построенная въ концѣ XVI или въ началѣ ХѴII в. Потомъ эту часовню жители Суйсари отдали въ Ялгубу (теперь она существуетъ подъ именемъ Вознесенской), а сами выстроили новую и къ ней съ благословенія Архіепископа Олонецкаго и Петрозаводскаго Аркадія въ 1864 году пристроили алтарь. Храмъ освященъ 20-го іюля 1864 г. благочиннымъ священникомъ Антоніемъ Замошскимъ, мѣстнымъ священникомъ Іоанномъ Гавриловымъ Миролюбовымъ, Шуйскимъ — Александромъ Логиневскимъ и Горскимъ — Іоанномъ Петровскимъ, съ діакономъ Матѳеемъ Почезерскимъ и съ причетниками. Храмовой праздникъ здѣсь совершается 20 іюля. Въ первое воскресенье послѣ 20 ію-ля крестьяне устраиваютъ особое полуязыческое торжество, напоминающее языческія жертвоприношенія. Празднество состоитъ въ слѣдующемъ. Въ этотъ день бьютъ барановъ, которыхъ жертвуютъ пророку Иліи. Предназначенные бараны (Бараны избираются бѣлые) откармливаются на сухомъ корму. Мясо этихъ барановъ у храма варятъ въ большихъ котлахъ. Когда оно будетъ готово, вносятъ его въ церковную паперть, а сами идутъ въ церковь, покупаютъ свѣчи и ставятъ ихъ предъ иконой пророка Иліи. Въ прежнее время, когда на этотъ праздникъ ѣздилъ причтъ, служился водосвятный молебенъ и священникъ окроплялъ мясо святой водой. Послѣ этого мясо выносится за церковную ограду, и участвующіе въ праздникѣ садятся на удобномъ мѣстѣ и ѣдятъ мясо. Ѣдятъ мясо одни мужчины; женщинъ не допускаютъ, потому-что, какъ говорятъ, тогда Илія пророкъ разсердится и въ слѣдующемъ за симъ году непремѣнно будетъ падежъ скота или появятся хищные звѣри. Остатки послѣ ѣды бросаютъ въ озеро, чтобы ничего не досталось женщинамъ. Говорятъ еще, что въ старину къ этому дню прибѣгалъ изъ лѣсу бѣлый олень, котораго убивали и ѣли. Послѣ-же того, какъ какой-то женщинѣ пришлось поѣсть этого кушанья, олень прибѣгать пересталъ. Послѣ обѣда — церковный староста обходитъ всѣхъ съ блюдомъ и кто сколько можетъ полагаютъ деньги „на свѣчу пророку Божію Иліи”.
Прихожане Ялгубскаго прихода — крестьяне государственные и обѣльные. О происхожденіи послѣднихъ въ веденіи въ церковную лѣтопись записано слѣдующее: „Одинъ крестьянинъ Ялгубскаго прихода излѣчилъ язвы на ногѣ Бориса Годунова, излизавъ ихъ языкомъ. За эту услугу Борисъ Годуновъ далъ ему грамоту, которою онъ, его родственники и потомки особождены были отъ всѣхъ земскихъ и воинской повинности”. Гдѣ находится эта грамота, сами нынѣшніе обѣльные крестьяне не знютъ (См. объ этой грамотѣ и Ялгубскихъ обѣльныхъ крестьянахъ «Олон. Сборн. вып. III, стр. 2 – 3).