г. Петрозаводск, пр. К.Маркса, 14

Тел. +7 (8142) 76-48-35

г.Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Русский English

Самбатукса

Самбатукса
«Самбатукса, и погость того же имени, называется по-карельски «Самматусь», что происходит от карельского слова «саммута» – «затуши». Причиною его происхождения полагать должно следующее». Местоположения Самбатуксы в старину удобны были для обработки лесных распашек, которые по обжоге называются «пало», т. е. «горелое»; а когда жгут и затушивают, называют «саммутусь» – «затушенное» [Олонецкие Губернские ведомости. –1889. – № 95.].
По легенде «...: пришли на Олонец для житья три брата с семействами, но жены их, поссорившись, не захотели жить вместе. Братьям сначала было очень прискорбно разойтись, но постоянные неудовольствия в семействе, наконец, заставили их разделиться, и они, чтобы постоянно было можно знать и помнить друг о друге, поселились на трех горах на небольшом друг от друга расстоянии: один из них ушел на возвышенное место – в так называемые ныне Олонецкие Сярьмяги, другой в Самбатуксу – на высокую гору, и третий в Кондуши – тоже на гористую местность». И точно, эти деревни расположились так, что братья построили часовни на своих горах в честь ангелов своих, которые после распространения народонаселения переделаны в церкви.
Таким образом, в Сярьмяге построена во имя Николая Чудотворца, в Кондушах – в честь архистратига Михаила и в Самбатуксе – Георгию Победоносцу. Местности эти находятся недалеко от Олонца, не более в 16–25 верстах, где все жители говорят языком карельским; это вернее заставляет догадываться, что и прародители их были выходцы тоже карелы, но христиане и дело заселения случилось во времена озарения уже светом евангельского учения Олонецких мест. Иль, может быть, эти три брата были даже выходцы-славяне, но, как отчужденные от своей родины и от своих земляков и попавшие в среду карел, поневоле научились языку местному, поневоле вступили в родство с инородцами и, таким образом, поневоле утеряли свою народность навсегда. Так что по нынешним потомкам нельзя узнать, были ли отцы их выходцы Новгорода или других мест славянских, или природные карелы. В одних только Кондушах в нескольких деревнях русский язык не утратил своего значения – здесь на нем говорят все; но в Самбатуксе и Сярьмяге постоянное наречие – карельское» [ Минорский, П. Олонецкие карелы и Ильинский приход / Минорский П. // Олонецкий сборник : материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 2. – Петрозаводск : Губерн. тип., 1886. – С. 165–219.].
 
 Согласно литературным источникам, в довоенное время на территории нынешней Самбатуксы существовали четыре деревни  со своими укладами, традициями, мастерами. Все они относилась к некогда большой (более 80 деревень) Неккульской волости [Олонецкий сборник : материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 3. – Петрозаводск : Губерн. тип., 1884. – 556 с].
 
Название деревни
Количество домов
Число жителей (М/Ж)
1
Гора
16
90 (42/48)
2
Пиппилица (Чикова)
37
215 (110/105)
3
Бережная (Самбатукса)
33
197 (97/100)
4
Пустошь
24
130 (64/66)
ВСЕГО
110
622 (313/319)
 
 
Основную массу населения составляли крестьяне, которые занимались земледелием: сеяли овес, ячмень, на усадебных участках высаживали картофель и овощи. Но климатические и почвенные условия были малопригодны для развития земледелия: полевые угодья были отвоёваны у леса и разбросаны вокруг деревни. Земля была малоплодородной, а обработка требовала огромных усилий.Велась заготовка дров (пилили вручную), занимались животноводством (содержали овец, крупный рогатый скот), птицеводством. В деревне Пиппилица крестьяне трудились в колхозе «Серп и молот». Деревня Самбатукса всегда славилась своими крупными ароматными яблоками.
Археологические находки на берегах Ладоги и других озёр Карелии свидетельствуют о том, что карельские кузнецы знали способы изготовления трех видов железа (чугуна, ковкого железа и стали). Особым мастерством славились самбатукские кузнецы: «В селении Самбатукса (д. Пиппилица) в трех кузницах работают пять мастеров, за добросовестность работы получивших особую известность во всей окрестности. Кузнечный промысел привился здесь около 100 лет тому назад. Основателем его был местный крестьянин Тарас Иванов. От него унаследовали промысел сыновья; изделия одного из них побывали на выставке в Москве и удостоены почётного отзыва» [Кустарная промышленность в Олонецкой губернии : очерк / очерк сост.: секретарь стат. Ком. И. И. Благовещенский, чиновник особ. поруч. при губернаторе А. Л. Гарязин. – Петрозаводск, 1895. – 125 с]. Почти все население пользовалось экипажами местных мастеров.
  
Народная школа Самбатукса располагалась на самой высокой точке горы Маенхиеру; зданием для нее послужил бывший дом священника, сосланного в Сибирь. Школа открылась осенью 1941 года, ее посещали дети из Пиппилицы. В сравнении с типичным карельским домом школа была большая: с одной стороны дома располагались четыре учебных класса, с другой – танцевальный зал, в нижней части –помещение для скота и наверху – сарай, в котором хранили сено. В школе работали четыре постоянных учителя-финна: Паула Линту, Рино Наннермаа, Сиркка Конттинен и Сали Кортано. Три учительницы жили неподалеку от школы, в доме бывшего садовника колхоза, занимавшего только нижний этаж из двух.Педагоги занимались с детьми и в неурочное время. В школе была столовая, где работала хозяйка и один помощник.В свободное от занятий время школьники устраивали игры на улице, часто ходили в походы.
 
Напротив школы располагались старые деревянные церкви: маленькая зимняя церковь, служившая в 30-е годы кинотеатром, и летняя церковь, которая была хлебным амбаром.
 
Самбатукса – настоящая карельская деревня, живущая своими традициями, обычаями и обрядами, среди которых самыми важными в жизни человека считались крещение, свадьба и похороны. Во время войны в деревне оставалось очень мало мужчин, поэтому покойников хоронили только женщины и дети. В деревне существовала традиция во время похорон приглашать плакальщиц, которых также называли «сердечными старушками». Они должны были плакать вместе с родственниками на похоронах и помогать им излить горе. Затем покойников везли в закрытом гробу в церковь на отпевание.
 
Переломными в истории деревни стали годы Великой Отечественной войны: именно в Самбатуксе располагался один из многочисленных опорных пунктов обороны белофиннов. Война уничтожила почти всю деревню, после страшного пожара уцелели лишь несколько домов. В память о боях за Самбатуксу и погибших танкистах на горе установлен памятник – боевой танк.
 
Среди уроженцев деревни Самбатукса были и известные люди. Так, Г. Н. Макаров и В. Е. Брендоев, коренные жители Самбатуксы, посвятили свою жизнь сохранению национального достояния – карельского языка.
Григорий Николаевич Макаров (1918–1972) родился в деревне Пиппилица. Филолог – финно-угровед, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Опубликовал около 40 научных работ, в том числе «Словарь карельского языка (ливвиковский диалект)», сборники «Образцы карельской речи», «Карельские пословицы, поговорки, загадки».
Владимир Егорович Брендоев (1931–1990) родился в деревне Бережная. В последнее десятилетие ХХ века в литературе Карелии стала возрождаться карелоязычная поэзия, а первым, кто начал писать стихи на ливвиковском диалекте карельского языка, был поэт В. Брендоев. Первые его сочинения появились в 1971 году в журнале «Punalippu». В 1980 году в издательстве «Карелия» вышла книга стихов «Anusrandaine» («Край мой Олонецкий»). В. Брендоев известен и как переводчик на карельский язык стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других поэтов.
Внешний облик современной Самбатуксы очень отличается от прежнего.В деревне осталось всего 8 домов и 10 жителей. Все они пенсионного возраста, общаются между собой на карельском языке, были крещены в православной вере. Нынешние жители деревни – представители уже четвертого или пятого поколения селян Самбатуксы. Другие жители в деревне временно, то есть либо приезжают в свои дома в дачный сезон, либо используют только приусадебный участок.
(По материалам исследовательской работы Сергеевой Натальи, г.Олонец, 2009 г)