г. Петрозаводск, пр. К.Маркса, 14

Тел. +7 (8142) 76-48-35

г.Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Русский English

Киндасово

Киндасово

Киндасово - это небольшая деревня, что расположена в живописной излучине р. Шуя, в 10 км от пгт Пряжа.. Первое упоминание встречается в письменных источниках  в 1496 году.

Её название происходит от карельского слова «Киннас», что в переводе означает «рабочая рукавица». Откуда пошло такое название - неизвестно. То ли народ был дюже работящий, а кто говорит, что деревня имеет очертания рукавицы, если глядеть на неё с высоты птичьего полётаКиндасовцы, как и вообще карелы, народ веселый и гостеприимный. Среди них всегда есть место сказке, песне, к тому же они отнюдь ни лишены чувства юмора. Они охотно рассказывают о забавных происшествиях, якобы случившихся с их предками, но обязательно добавляют при этом: "Было это очень давно, еще нашим прадедам рассказывали их деды и отцы".

Вот некоторые из проишествий, записанные и опубликованные Лесковым Н.в "Докладе о поездке в Олонецкую губернию летом 1892 г." // Живая старина. 1893. Вып. 3. С. 432 – 436.

"... Почему-то жители этой деревни служатъ предметом постоянных насмешек соседей-кореляков; о них ходит много всяких анекдотов, напоминающих отчасти пошехонские рассказы. Был, разсказывают, один киндасовец на охоте; приходит домой и говоритъ своим семейным, что в «куопе» — яме, куда на зиму кладутъ репу, видел сто зайцев
. — «Полно врать, замечают ему родственники, откуда взялось такое множество зайцев...?»
— Ну не сто, так 50 да все таки было...
-  «А откуда 50-то, да еще и в «куопе?»
— Ну, не 50 — так десят хоть было...»
— «Ну да и то очень сомнительно»...
— Ну, если не десять, так один хоть да был...
— «Да был ли хоть один-то...?»
— Так что-же тогда шуршало в яме?...

Или еще другой рассказ: Наступает праздник Крещения Господня — Ведэристэ. Киндасовцы в прежние годы на этот праздник постоянно ходили на свой погост — в Пряжу, а тут почему-то вздумали устроить Іордань у себя дома: «не пойдемте, братцы, на Іордань в Пряжу, рассуждают киндасовцы на кануне праздника, не стоит ходить туда; река у нас есть своя, икон в часовне много, такой можно Іордань смастерить, что любо...» Покричали, потолковали, и все согласились устроить Іордань дома. На другой день, в самый праздник Крещенья, рано утром сделали на реке большую прорубь, и торжественно с иконами на груди народ повалил из часовни на Іордань. Мороз был в тот день трескучий; руки мерзли даже в рукавицах. Вот один крестьянин держит на груди большую икону «пühä Ведöй» — св. Введение... Руки у него от холода посинели, окоченели, и сам он не чувствует, как икона постепенно соскальзывает, соскальзывает и, наконец, бултыхнулась в Іордань... Сильным течением реки икону тотчас-же подхватило и унесло под лед. Между киндасовцами началась тревога: ах «нюнню суугъ» — реnіs іn оs «nühä-Ведöй» в воду пала!.. Притащили из деревни невод, запустили его по теченіи ниже Іорданской проруби, вытащили — глядят кусок льду... «Да это должно быть и есть «nühä-Ведöй» — сдогадались киндасовцы и торжественно понесли льдину на печку в дом часовенного старосты: пока обедаем, мол, «nühä-Ведöй» тем временем на печке и оттает:.. Сидят киндасовцы обедают, едят праздничные пироги... «А подика ты, Микко, посмотри, что «nühä-Ведöй делаетъ на печке», посылаютъ одного из своих товарищей справиться на счетъ иконы. Микко поднимается из-за стола, лезетъ на печку и оттуда с священным трепетом сообщает: «А, «нюнню суугъ» — реnіs іn оs «nühä-Ведöй» то, братцы, сбежала, только мочи немножко на печку брызнула»...

Сказки о глупцах пользуются большой популярностью у многих народов. У русских - о пошехонцах, у болгар - о габровцах, у шведов - о жителях местечка Седерталь близ Стокгольма и т. д. В Финляндии героями подобных сказок были обитатели Хеме, а в Карелии – киндасовцы. Так уж повелось: в Киндасово жили веселые, немного глуповатые и наивные мужики, которые всегда спорили с пряжинскими - кто умнее и проворнее, у кого рыба крупнее, а коровы толще.

Более 20 лет, с 1985 года, в третье воскресенье июня в деревне Киндасово ежегодно проводится сельский фольклорный праздник юмора или Фестиваль народного юмора под открытым небом. На праздник собираются весельчаки и юмористы из разных уголков Карелии, России и зарубежных стран.

В центре деревни развертывают свои палатки мастера прикладного искусства, гости упражняются в скоростном поедании блинов, на все лады развлекают гуляющих многочисленные творческие коллективы из различных районов Карелии... А какие страсти кипят на спортивной площадке! Для самых маленьких проводятся веселые соревнования: шуточные эстафеты, хоровод и рыбалка. Всегда найдутся желающие поиграть с веселым клоуном!

Как говорят киндасовцы, чтобы над деревней в этот день светило солнце, каждый год к торжеству назначается ответственный за погоду. Каким образом он договаривается с небесной канцелярией, остается тайной, но со своей задачей он справляется.

Послушать киндасовские истории, поучаствовать в конкурсах и лотерее ежегодно приглашаются тысячи гостей. В последние годы специальную программу для туристов стали показывать круглый год.

В 2002 году архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил в деревне Киндасово шатровую часовенку во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, размером 4х4 метра, увенчанную маковкой и выполненную в древних плотницких традициях Русского Севера.

В 2006 году близ деревни Киндасово открылся уникальный музей культовых сооружений древних саамов. Создатель музея Юрий Фефилатьев построил на открытой площадке уменьшенные копии древних артефактов, расположенных в различных странах мира. Центральное место композиции занимает каменный лабиринт, подобный тому, который открыт в городе Кандалакша Мурманской области. Кроме того, на территории экспозиции разместились саамские кромлехи - конструкции в виде концентрических кругов, сейды - большие камни, установленные в вертикальном положении, а также несколько других сооружений.

По мнению Фефилатьева, у древних саамов, которые четыре тысячи лет назад жили и на территории республики, подобные сооружения могли иметь не только культовое, но и медицинское значение. Их уменьшенные копии также обладают целебными свойствами, утверждает создатель музея, он же смотритель и экскурсовод. Как признается Фефилатьев, он не профессиональный ученый, но давно увлекается саамской культурой. На создание музея, который он полностью построил своими руками, ушло три года. Познакомиться с уникальными сооружениями и историей древних саамов посетители экспозиции могут совершенно бесплатно.

В 2010 году к 25-летнему юбилею фестиваля на территории деревни был установлен первый в мире памятник рукавице. Всем, кто к нему прикасается, он приносит удачу и везение!