г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Валдай

Валдай

Поселок Валдай располоден в 70 км (по автодороге 120 км) от города Сегежа, на восточном берегу озера Выгозеро. Поселок возник в 30-е годы 20 столетия в связи со строительством Беломорско-Балтийского канала. После Великой отечественной войны здесь был создан Валдайский ЛПХ.

Далекие тридцатые годы. Беломоро-Балтийский канал построен, по берегам его нетронутые леса, неосвоенные богатства и лагеря, лагпункты трудпоселки - система БЕЛБАЛТЛАГА под началом НКВД. C чего начинать освоение богатств? Конечно, с прокладки дорог - и начали строить УЖД от Валдая к востоку, к границам нынешней Архангельской области, в бескрайние тогда лесные массивы. В 1935 году дорога была построена, по ней начали вывозить лес.

во время войны. сюда отправляли на лесоразработки - это были женщины с детьми и несколько мужчин с зажившими ранами, из-за них комиссованные с фронта - шел 1942 год. Начальником лесопункта был тогда Тимофей Иванович Анашкин. В лесу работали без выходных, но вечером, после работы, молодежь бежала на репетиции художественной самодеятельности, каждое воскресенье был концерт, на который собирались все жители. Директор сумел где-то добыть рулон ситца, а его жена сшила девушкам-хористкам красивые платья;В 1944 году был образован Верхне-Выгский леспромхоз, располагался он в поселке Петровский Ям.

В 1948 году для работы в лесу в Валдай привезли около 200 семей спецпереселенцев из южных областей Украины и Белоруссии, они были расселены, помимо Валдая, в деревнях Ворожгора и Вожмогора. В первые, годы трелевка велась на лесосеках гужевым транспортом (лошадьми), а хлысты разделывались на сортименты на месте; затем их грузили на платформы УЖД и доставляли в Валдай, где в районе полуострова Белый Мох был приречный нижний склад для последующей транспортировки по Выгозеру в Сегежу. К этому времени уже было проложено около 35 км линии УЖД и курсировали 2 паровозика, 6 вагонов-теплушек и 8 грузовых платформ, а в Валдае были построены диспетчерская и депо...

"В 1950 году на базе лесопункта был образован Валдайский леспромхоз, первым директором которого стал Паскачей Иван Дмитриевич, запомнившийся старожилам тем, что был всегда верхом на лошади. В первые годы директора леспромхоза менялись каждые два-три года по причинам, для широкой публики неизвестным. А производство развивалось - появились, кроме УЖД, автодороги, автомашины ЗИС, бензопилы "Дружба", лошадей постепенно заменяли трактора-газгены КТ-12, для которых нужно было пилить "газочурку", на погрузке хлыстов применялись тросо-блочные системы (краны Андерсена). ;60-е были годами бурного развития предприятия: реконструировалось производство, оснащалось новой, более современной техникой, наращивались объемы лесозаготовок, одновременно строилось жилье, сооружались здание культурно-бытового назначения, жизнь людей зримо улучшалась. В 70-е годы появились улицы Анохина и Тайгиницкая, магазины, баня, телевышка. Тогда же было налажено сообщение с райцентром - городом Сегежей грунтовой дороге, а до ее строитель ства в Валдай можно было попасть только на теплоходе - летом и самолетом - зимой.

До 1965 года сельский Совет в Валдае назывался Вожмосалмским, а теперешняя улица Комсомольская - Вожмосалмской по имени большой затопленной деревни, жители которой в 30-е годы были перевезены в Валдай и Вожмогору.

по материалам статьи С.Бобылевой "Начало всему - дорога" ("Доверие" № 83 (7594) 14 октября 2000г)

Новый
туристский портал

Перейти