г. Петрозаводск, пр. К.Маркса, 14

Тел. +7 (8142) 76-48-35

г. Сортавала, ул. Садовая, 11

Тел. +7 (81430) 4-83-11

Русский English

Янгозеро

Янгозеро

Нежилая в наши дни деревня, расположенная на юго-востоке озера с одноименным названием, имела богатую и долгую историю...

Разсказы о послѣдней Шведской войнѣ (1788 1790), въ Янгозерѣ подтверждаются остатками бывшихъ здѣсь укрѣпленiй.

Въ Янгозерскомъ приходѣ  стояли въ это время войска и возведены были укрѣпленiя; насыпи, рвы и остатки деревянныхъ стѣнъ видны до нынѣ, близь Янгозерской церкви, на гористомъ мѣстѣ, окруженномъ съ трехъ сторонъ водою. По словамъ старожиловъ, здѣсь была небольшая крѣпость съ маякомъ, вооруженная пушками; пороховой магазинъ впослѣдствiи обращенъ въ амбаръ, который до сихъ поръ еще крѣпокъ. Все это мѣсто до сихъ поръ называется лихнакъ мяги – городская гора. – Близъ деревни Янгозера, въ лѣсу, стояла пѣхота лагеремъ, въ количествѣ 500 солдатъ, а конница была расположена въ 6 верстахъ отъ Янгозера, въ мѣстѣ, называемомъ Тедри Суо, гдѣ находится большая часть сѣнокосовъ. Войска, подъ начальствомъ командира Уварова, стояли здѣсь три года (1788 1790). Второй лагерь, тоже въ числѣ 500 человѣкъ, находился въ деревнѣ Совдозерѣ; третiй, то же 500 человѣкъ, въ Кудамагубѣ. Въ метрическихъ книгахъ за эти годы, въ числѣ прочихъ, записанъ умершимъ егерьскихъ и башкирскихъ войскъ начальникъ, полковникъ Дмитрiй Андреевичъ Гранкинъ; тѣло его было предано землѣ съ воинскими почестями на Янгозерскомъ кладбищѣ и надъ могилою поставленъ каменный крестъ, до нынѣ сохранившiйся. Надобно думать, что часть войска составляло мѣстное ополченiе; въ метрикахъ показаны умершiе: Селецкой сотни стрѣлокъ, Кудамагубскаго кордона стрѣлокъ и т. п. Всѣхъ умершихъ въ 1789 году въ янгозерскихъ метрикахъ записано 100 м. и 95 ж. пола душъ, тогда какъ въ прежнее время годовая цифра смертности не превосходила 30 д. обоего пола. – Трехлѣтнее пребыванiе войскъ въ Янгозерѣ дорого стоило крестьянамъ: послѣ 1790 года у здѣшнихъ мужиковъ осталось только 2 лошади, потому что всѣ пожни были выкормлены военнымъ лошадямъ.

IV. Рудокопни, кузницы, смолокурныя ямы. Въ Янгозерѣ, ямы и насыпи отъ рудныхъ разработокъ, находятся во многихъ мѣстахъ. До учрежденiя горныхъ заводовъ въ Олонецкомъ краѣ, крестьяне, для собственнаго употребленiя, сами подымали изъ озеръ и болотъ желѣзную руду, плавили ее въ своихъ кузницахъ, выдѣлывали укладъ и желѣзо въ большомъ количествѣ, которое сбывали и на продажу на ярмаркахъ. По учрежденiи же заводовъ этотъ промыселъ прекратился.

Въ Янгозерѣ есть преданiя о богатыряхъ, бывшихъ въ старинное время въ Корелiи.

Крестьянинъ Стиккоевъ отличался необыкновенною силой. Онъ жилъ одинъ въ лѣсу, самъ мололъ для себя хлѣбъ на домашнемъ жерновѣ, а зерно кралъ на поляхъ у другихъ жителей въ снопахъ, верстъ за 25-ть отъ своего жилья; онъ уносилъ на себѣ разомъ по сту сноповъ, т. е. цѣлый возъ. Долго крестьяне не знали, кто у нихъ воруетъ хлѣбъ, полагая, что его тратятъ лошади или медвѣди; наконецъ, по слѣдамъ вора, добрались до его избушки и бросились на Стиккоева. Силачъ схватилъ свою пятипудовую ступу и ударилъ ею одного изъ десяти нападавшихъ мужиковъ такъ сильно, что тотъ упалъ мертвымъ и отлетѣлъ саженъ на десять; товарищи убитаго тотчасъ разбѣжались. Въ другой разъ, попавшись на медвѣдя, Стиккоевъ обнялъ его обѣими руками и находившеюся въ нихъ палкою прижалъ его къ себѣ такъ сильно, что хребетная кость у животнаго переломилась и медвѣдь околѣлъ. – Говорятъ, Стиккоевъ, или кто-то изъ его также сильныхъ потомковъ, убилъ вздорнаго и неполадливаго своего сосѣда, и за то былъ приговоренъ къ тѣлесному наказанiю, но, продавъ свои поля и покосы, онъ успѣлъ откупиться. Поля эти и до нынѣ находятся въ вѣдѣнiи церкви и носятъ названiе Стиккоевыхъ. При церкви находится крѣпость, писанная въ 1739 году на залогъ этихъ земель крестьяниномъ Иваномъ Ивановымъ Стиккоевымъ, «въ родѣ своемъ не послѣднимъ», крестьянину Юрью Гордѣеву.

Въ другомъ разсказѣ роль богатыря играетъ баба. Она была такъ сильна, что изъ города Кеми, за 300 верстъ, принесла за плечами 8 маленокъ (т. е. одну четверть) ржи.

Свящн Петропавловскiй О происхожденiи Янгозерскаго погоста, Повѣнецкаго уѣзда Олонецк. губ. Архив РГО, фонд Олонецкой губернии, р. 25, оп. 1. № 4. 20 лл.

Нынѣшніе жители Янгозерскаго погоста некоренные Янгозерскіе. – Назадъ тому около 300. лѣтъ они жили при озерѣ Чудозерѣ въ 25. верстахъ отъ Янгозера – на Югъ – при мѣстѣ называемомъ Полевой Наволокъ. Что они жили тамъ – это подтверждается во а; тѣмъ, что въ этомъ мѣстѣ была деревянная часовня во имя Великомученика Георгія и кладбище. Кресты и памятники надъ могилами видны и до сихъ поръ: во б; изъ того, что жители деревни Янгозера до новѣйшихъ времѣнъ владѣли покосами на Чудозерѣ – близъ того мѣста, гдѣ прежде жили. Эта мысль  подтверждается многими записями, между коими выпишу одну: 1733. года Августа дня Янгозерской волости Дьячекъ Василій Констянтиновъ далъ сію росписку Отцу Духовному Попу Павлу Константинову и брату родному, оставилъ завѣчное поминовеніе по души своей пожни на Чудозерѣ Муммоевскаго слѣду четвертая доля.» Долго ли они тамъ жили, въ какомъ количествѣ и какъ ничего неизвѣстно. Только преданіе говоритъ, что жителей тамъ было мало: это тѣмъ болѣе подтверждается, когда примемъ во вниманіе, что мѣсто ихъ житья было небольшое – и все называлось Полевой Наволокъ. Вѣроисповѣданія же были Православнаго: имѣли часовню во имя Великомученика Георгія и кладбище. Но къ какому приходу принадлежали – неизвѣстно.  Размножаясь время отъ времѣни  и видя безплодность земли – они пришли къ Янгозерскому озеру и видя землю удобнѣе и мѣсто обширнѣе вознамерились перейти въ Янгозеро. – По преданію перешли четыре жителя: одинъ переселился на Наволокъ – нынѣ деревня Келлоева,   другой Крестьянинъ, гдѣ нынѣ деревня Архиповъ Наволокъ; третій житель въ деревни Бочкиной, четвертый въ деревнѣ Маніевой. Изъ всѣхъ мѣстъ по мнѣнію ихъ было лучшее Келлоевъ Наволокъ. – А потому при раздѣлѣ мѣстъ – кому гдѣ жить заключили слѣдующее условіе. По утру кто раньше всѣхъ встанетъ и угоститъ сосѣдей блинами: тому и Наволокъ Келлоевъ, или Колокольній Наволокъ (отъ Келло колоколъ, не отъ того ли въ послѣдствіи названъ колокольнимъ наволокомъ, что при немъ по скаскамъ брошенъ колоколъ въ воду съ деньгами). – Одинъ мужечекъ не ложась и спать, сдѣлалъ изъ камней печь, приказалъ бабѣ своей напечь блиновъ, разбудилъ товарищей, угостилъ ихъ и, так. образомъ завладѣлъ симъ Наволокомъ. Посѣляясь при Янгозерѣ они вывезли изъ Чудозера и Часовню во имя Великомученика Георгія, которая была поставлена на Наволоку въ 100 саж. отъ нынѣшней Церкви при деревни Архиповѣ Наволокѣ. – Что они имѣли часовню – свидѣтельствомъ  сего остатки Памятниковъ надъ могилами при сей Часовни до нынѣ и почтеніе и уваженіе Св. Великомученику Георгію такое же, какое празднуемому Св. Пророку Илiѣ. Долго ли онѣ здѣсь жили при Часовнѣ и какъ достовѣрно неизвѣстно: Только изъ акта 1589 г. видно, что они въ сіе время жили въ Янгозерѣ и принадлежали къ Селецкому погосту. Уже въ 1632. году является въ Янгозерѣ Церковь во имя Святаго Пророка Иліи. – Объ основаніи сей Церкви свидѣтельствуетъ надпись на Крестѣ, висимомъ на Горнемъ мѣстѣ въ Церквѣ слѣдующая: Освятися храмъ во имя Святаго и Славнаго Пророка Иліи лѣта 7140. Декабря въ 18. день при Благовѣрномъ и Богомъ хранимомъ Цари и Государи и Великомъ Князе Михаиле Өедоровиче и всея Россіи, и Благовѣрномъ Царевиче Князе Алексіе Михайловиче при Святѣйшемъ Патріархѣ Өеодорите Московскомъ и при Митрополите Кипріане Великаго Нова-Града и Великихъ Лукъ. – Освятилъ храмъ Священникъ Селецкаго погоста Никита Дементьевъ, да Дьяконъ Олонецкаго погоста Иванъ Триккоевъ съ прочими Священники. – По преданію олтарь сдѣланъ изъ Часовни Великомученика Георгія, перенесенный изъ Чудозера. И полагать такъ должно, ибо олтарь имѣетъ особыя стѣны – отдѣльныя отъ храма и весьма маленькой. Объ основаніи Церкви около 1632. года свидѣтельствуютъ еще древніе Памятники, сохранившіеся въ Церкви – имѣнно: длинныя широкія холщевыя ризы, деревянные сосуды, деревянный Ковшикъ и Тарелочка, вокругъ которой написано: О тебѣ радуется обрадованная всяка тварь,   слѣд. до исправленія книгъ, Евангеліе 1653. года и деревянный Образъ Нерукотвореннаго Спаса, вырезанный около 1640. года. – Былъ ли тутъ съ самаго построенія Церкви приходъ и великъ ли? Кто былъ первый Священникъ и откуда – достовѣрно неизвѣстно. Впрочемъ изъ актовъ 1641. 1644 [и]/,/ 1662. и 1668. года видно, что Священникъ съ Причетниками были сряду по освященіи Церкви. Ибо въ актѣ 1668. года велѣно Священнику владѣть тѣми землями, какими владѣли прежніе Священники. И имѣнно основываясь на записи 1641. года полагать должно, что въ сіе время и кажется первый Священникъ въ Янгозерѣ былъ Романъ Савиновъ; ибо «запись писалъ Ильинскій Попъ Романище Савиновъ лѣта 7149. Послѣ Романа Савинова былъ Священникомъ Гаврила Осиповъ. – Это видно изъ акта писаннаго въ 1644. г. Актъ этотъ заключаетъ слѣдующее: «Се азъ Ивашко Дмитріевъ Ливгуевъ отдалъ свою деревню брату своему Алексію Дмитріеву поля и пожни Янгозерскіе рѣчные и болотніе, и Чудозерскіе озерные и болотніе и рѣчные и Кудомозерскіе у Поповой пожни на Западной сторонѣ и на Восточной сторонѣ Кудамагубскаго озера, и по рѣкѣ Ушкальской, и всѣ что ни есть во всѣхъ мѣстахъ; а денегъ взялъ я Ивашко у него Алексія десять рублевъ Московскимъ Числомъ прямого займу безъ приписи, и въ тѣхъ деньгахъ отдалъ свою долю поля и пожни всѣ безъ вывѣту во владѣніе ему Алексію, а непроданы и незаложены, никакихъ нѣтъ купчихъ, ни закладныхъ и никакихъ крѣпостей, опричи сей отводной крѣпости и ему Алексію вольно самому по сему отводному владѣть и насторону отдавать за вышеписанные деньги: а мнѣ Ивашку и дѣтемъ моимъ и внучатамъ моимъ ево Алексія дѣтей и внучатъ ево въ томъ впредь никогда не спрашивать и неволочить и неубычить, а которой отъ насъ впредь станетъ подыскиватце и волочить и убычитъ и волокиты и убытки платить по ево Алексіевой сказки, что онъ Алексій здѣтми скажетъ: нато послухи Ипатко Еѳимовъ, Васка Юрьевъ, Степашко Фоминъ Кичіевъ: а отводную писалъ повелѣніемъ Ивашки Дмитріева Попъ Гаврилище Осиповъ лѣта 7152. Декабря 22. дня. Къ сей отводной Преображенской (Селецкаго погоста), /Попъ/ Хрисанѳъ Никитинъ вмѣсто Ивашки Дмитріева по ево веленью руку приложилъ. Сей Гаврила Осиповъ Священствовалъ до 1688. г. ибо въ актѣ 1662 г. подписано имъ такъ: Запись писалъ по Якимову веленью Ильинской Попъ Гаврилище Осиповъ. – Послѣ Гаврила Осипова въ 1668. году по желанію прихожанъ избранъ былъ Священникъ Константинъ Григорьевъ.   Объ избраніи его свидѣтельствуетъ рукопись хранившаяся въ Церкви, гдѣ написано: «Се азъ Селецкаго погоста Янгозерской выставки Староста Алёшка Васильевъ Бочкинъ да Волостные люди: Онисимко Степановъ; Васка Степановъ, Ивашко Манойловъ, Оска Тимоөіевъ, Иванъ Осиповъ, Янушка Өедоровъ, Степашко Өоминъ, Микито да Өедька Степановы, Дмитрейко да Петрушка Онисимовы, Өедотко да Архипко Осиповы, Ивашко Васильевъ; да Совдозерской волости   Өедька да Сидорко Кириловъ, Ивашко Кирьяновъ, Өедька Яковлевъ, Миронко Кириловъ, Лазарко Михѣевъ, Прошка Кондратьевъ, Якимка Өоминъ, Власко Юрьевъ; Порозерской волости– Андрейко Мелентьевъ, Амоско, Микитко Микифоровъ, Ефимко да Өомка Ивановы, Амоско Алексіевъ, и всѣ Крестьяне Янгозерской выставки – прихожане Святаго Пророка Иліи, дали есмы мы запись Паданскаго погоста Дьячку Константину Григорьеву въ томъ, излюбили есмы мы его къ себѣ въ Янгозерскую выставку Пророка Иліи Попомъ и послали въ великій Новгородъ къ Великому Господину Преосвященному Питериму Митрополиту Нова Града и Великихъ Лукъ ставитца въ Попы, и какъ его діячка Констянтина великій Святитель благословитъ во діякона и совершитъ его въ Попы и Намъ Старостъ и Волостнымъ людемъ ему попу пришедъ давать руги  съ человѣка по Четверику ржи на годъ: осенщи́на и Петровщи́на ему собирать: а кто станетъ озорничествомъ своимъ руги годовой не платить и Намъ Старостъ и Волостнымъ людемъ на озорникахъ допрашивать, ему Попу въ томъ убытка никакого не учинить, а къ нему надухъ всегда приходить, и быть послушнымъ во всемъ, и наказанія его слушать, и безъ дѣла его неотказывать и небранить и небезчинствовать. А буде же мы Староста и Волостные люди учнемъ его Попа для своей бездѣльной корысти безъ дѣла и безъ вины отъ Церкви отказывать или безчинствовать, и намъ его Попово безчестье заплатить, что Великій Г<оспо>динъ Преосвященный Питеримъ Митрополитъ Великаго Нова-Града и Великихъ Лукъ укажетъ, и проторы  до Великаго Новаграда: а деревня и сенные покосы Пророка Иліи куде бывшіе Попы съ причетники владѣли – владѣть ему Констянтину: а тягло и всякія подати платить намъ Старосте и Волостнымъ людемъ, и въ томъ мы ему Констянтину и запись дали, а у записи видѣлъ Староста Герасимъ Борисовъ, и запись писалъ по ихъ Старосты и Волостныхъ людей веленью Семчезерскаго погоста Діячекъ Ивашко Козминъ лѣта 7176. Декабря въ 25. день. Къ сей записи Семчезерскаго погоста Попъ Иванъ Филимоновъ вмѣсто Церковнаго Старосты Алёшки Васильева и Волостныхъ людей по ихъ велѣнію руку приложилъ. – Къ сей выборной записи Лонскаго Паданскаго погоста Попъ Иванъ Фоминъ вмѣсто Церковнаго Старосты Алешки Васильева и Волостныхъ людей Янгозерской выставки по ихъ велѣнію руку приложилъ». Основываясь на сей записи полагать должно, что къ Янгозерскому приходу въ сіе время принадлежали три деревни: Янгозерская, Совдозерская и Порос-озерская. А деревни Чирнозерская, Кудамагубская и Коштомукская еще несуществовали: ибо объ нихъ нигдѣ въ актахъ неупоминается и еще въ 1801. г. въ Коштомуксѣ былъ 1. житель,   нынѣ 6; въ Чирнозерѣ было 5. а нынѣ 11.,  въ Кудамагубѣ 8; а нынѣ 14.ть. –

Послѣ Констянтина вступилъ на мѣсто сынъ его Павелъ Констянтиновъ въ 1700. году. На избраніе и его находится рукопись: «Се азъ Олонца города, Уѣзду Лонскихъ, Селецкаго погоста Янгозерской выставки Церковной Староста Гордей Ильинъ да Волостный Староста Юрья Пиминовъ да мірскіе люди Иванъ Маньшинъ, Сава Степановъ, Матѳей Өедоровъ, Алексѣй Васильевъ, съ сыномъ Юшкою, Иванъ Ивановъ съ братьи съ Фадѣемъ да Солексеемъ, Осипъ да Степанъ Матѳеевы; Совдозерской волости – Иванъ да Костя да Петръ Өедоровы, Сидоръ Кириловъ, Степанъ да Василей Мироновы, Варламъ Ивановъ, Максимъ да Онуфрій Өедоровы, съ племянникомъ Савистьяномъ, Гришка Парөентьевъ, Коземка Никифоровъ, Ефремко Епифановъ, Илья да Дмитрей Өедоровы, Ивашко Өедоровъ, Ивашко Родіоновъ, Артюшко Никитинъ, Янушко Григорьевъ, Степашко Никитинъ, и всѣ мы Крестьяне Янгозерской выставки излюбили есмы мы и избираемъ себѣ во Священники того же Янгозерскаго погоста Павла Констянтинова сына Попова на отцово мѣсто, и какъ его Ставленника Павла Великій Господинъ Преосвященный Iовъ Митрополитъ посвятить его во Священники и ему Ставленнику Павлу быть въ Церкви у Иліи Пророка во Священникахъ и служить, а намъ мірянамъ его Священника ружить, а руги намъ давать ему Священнику со всякаго платежнаго человѣка по Четверику ржи повсягодно, на весь причтъ безъубыточно, и на Осенщину и на Петровщину ему Священнику ходить по всему выставку, а что есть у насъ на Янгозери пустой участокъ Өедьки Филипьева слѣду подлѣ Ивана Родіонова двора, и тотъ пустой участокъ отдать намъ ему Священнику во владѣніе Церкви, а съ того пустого деревенскаго Өедьки Филипьева слѣду участка намъ мірскимъ людемъ Великаго Государя всякія подати и стрелецкія деньги и хлѣбные запасы платить самѣмъ окромѣ его Священника всѣ сполна; а намъ мірскимъ людемъ тотъ пустой деревенскій участокъ размягчить, орать съ лошадью по два дни со всякаго человѣка; да намъ же поставить около того деревянную огороду по возу со всякаго человѣка жердья изгороднаго, а изгородить ему самому: а какъ онъ Ставленникъ Павелъ пойдетъ въ Великій Новъ-градъ, и намъ давать ему Ставленнику Павлу по четыре деньги со всякаго человѣка впомочъ, и въ томъ мы Староста съ мірскими людьми и запись дали; а запись писалъ Гимольскій Попъ Семіонъ Кузминъ 7208. году Декабря дня. –Руки приложили: Города Олонца олонецкія Соборныя Церкви Протопопъ Гавріилъ Васильевъ и Олончанинъ Ивашко Өедуловъ. – Въ общественномъ быту времѣна сіи были самыя тяжкія для народа: Война со Швеціею продолжавшаяся съ 1701. по 1721. годъ сильно разорила страну сію: многія селенія преданы были пламени, жители убиты, Церкви разрушены тѣмъ болѣе, когда вспомнимъ, что Карелія въ то время находилась подъ владычествомъ Шведовъ. Къ сему же времѣни должно отнести и существованіе Литовскихъ Пановъ въ сей странѣ.

Прихожане къ Церкви и Духовенству преданы были искренно. Имѣнно въ 1700. году они сами избрали Священника, отвели ему землю, и дали ругу. Въ слѣдующихъ годахъ – 1720, 1721. 1733… 1736 г. оставляли по смерти своей участки въ пользу Церкви. –  О числѣ жителей въ сіе время въ Янгозерскомъ погостѣ можно судить по слѣдующей рукописи. Рукопись эта принадлежитъ къ 1733. году и озаглавлена такъ: Лопскихъ Селецкаго погоста Янгозерской выставки память луковая: Деревни Янгозера   Левошниныхъ Матѳеева полъ д~ лука, < Янушко да < Васька Ивановы, дѣти Коноплянниновы полъ: (лукъ – мѣра земли – Ирк. Об. Сл.)>лука съ полутретью, да занимже всякаго Максимовыхъ слѣду Лукъ безъ Четверти Ивашко Козминъ полъ лука, да занимже Өадьки Филипьева слѣду лукъ съ четвертью, Өотейко Констянтиновъ четверть лука, Исачко Гавриловъ полъ лука, Ротька Ивановъ безъ четверти лукъ, Коземка Купетаевъ лукъ безъ четверти, Теппоевыхъ (т. е. Погоснихъ жителей), во всей родни ихъ полъ г~ лука и Контевыхъ слѣду; Еөи́мко Ливгуевъ, Дмитрейко полъ лука съ полутретью, Степашко Өоминъ да Сенка Даниловъ Г. лукъ съ четвертью, Марлушка Семеновъ лукъ съ получетвертью, Оксентейко да Ивашко лукъ съ четвертью, Исачко Карповъ полъ лука Аврамко Семеновъ полъ лука Юрья Яковлевъ лукъ да занимже Чудозерскихъ Поженныхъ Егодья Лукъ, да за Нимже Якимка Пипарева слѣду четверть лука, Ивашко Степановъ Плакуевъ □~ лука безъ четверти, Панфилко полъ □~ лукъ, Гаврилка Ивановъ Лукъ безъ четверти, Манилка Степановъ лукъ безъ четверти, да треть лука Ивашко Михайловъ лукъ Өедотко да Михейко □~ лука безъ четверти, да треть лука, Гришка да Прошка полъ лука, □~ трети. Деревни Совдозера:   Дементейко Сидоровъ съ Племянникомъ съ Өетькою лукъ съ четвертью, Исачко Өедотовъ четверть лука, Выдиловской полъ четверти лука, Оксентей Дмитріевъ треть лука < Мокейка Ивановъ лукъ безъ полу трети Офонько Ивановъ лукъ безъ четверти, Васька Еөимовъ лукъ безъ четверти, да четверть лука, да занимже Пахомка Васильева слѣду четверть лука, да за ними же тремя братяники сверхъ приписной земли полъ лука Козьма Филипьевъ со всею братьею лукъ съ четвертью, Адамовскаго слѣду полъ лука. Деревни Порозера:   Ерофейко Никитинъ лукъ, Васька да Ондрюшко Мелентіевы полъ лука, Ивашко да Ротька Барышовы лукъ безъ четверти, да занимже Калинкина слѣду полъ лука, Гаврилка Семеновъ съ дѣтьми съ Өокою да съ Өедькою Iанушко да Ивашко Петровы Петрушка Максимовъ лукъ съ полу третью, да они же владѣютъ Янгозерской волости Микулки Андрѣева слѣду въ Чудозери поженного егодья лукъ, да занимже Олексейка Павлова на Чудозери Лукъ, да новоросчисченной земли полтретья лука, Тараско да Өедька Кондратьевы полъ лукаМикифорко Еремѣевъ четверть лука, да того жъ Ивашко Еремѣева слѣду съ сѣнными покосы на Купчей крѣпости Линдозерскаго погоста Ивашка Iаковлева полъ четверти лука, Илейка Васильевъ съ братомъ Матөейкомъ да сыномъ съ Өокою четверть лука, Тимошка Семеновъ полъ четверти лука, Оска Семеновъ четверть лука, Кирилко Даниловъ полъ четверти лука, Юшко Степановъ съ дѣтьми съ Савкою да съ Антипкою полъ лука Тараско Ларіоновъ полъ лука безъ получетверти  Пиминко Степановъ четверть лука. – Всѣхъ на Янгозери, на Совдозери и на Порозери 40. луковъ съ четвертью и полъ лука. Къ Церкви полъ лука. Итакъ въ сіе время подъ вѣдѣніемъ Янгозерской Церкви находились три деревни Янгозерская, Совдозерская и Порос озерская. –

Послѣ Павла поступилъ Священникомъ сынъ его Онуфрій Павловъ. Достовѣрныхъ актовъ о времѣни рукоположенія сего Священника нѣтъ. Изъ крѣпостей видно, что въ 1741. году былъ Священникомъ Павелъ: а въ 1743. году Онуфрій. А потому рукоположеніе сего Священника можно отнести между сими годами тѣмъ болѣе, если основываться на слѣдующей скаскѣ. Во время войны со Швеціею въ 1741. году и въ 1743. г. были наборы въ рекруты. Сей Онуфрій Павловъ укрываясь отъ набора находился въ бѣгахъ. По окончаніи войны со Швеціею полагать должно въ 1743. г. изданъ былъ Высочайшій Манифестъ, которымъ всѣ укрывающіеся прощены, а грамотные могли занять мѣста. Въ сіе то время Онуфрій Павловъ – какъ грамотникъ явился въ Святнаволокскій погостъ, былъ прощенъ, отправленъ въ Великій Новъ градъ и рукоположенъ во Священника. Итакъ полагать должно, что Онуфрій Павловъ рукоположенъ во Священника въ 1743. г. Уже въ 1745 г. онъ назначенъ былъ Десятоначальникомъ и завѣдывалъ четырмя приходами Семчезерскимъ, Янгозерскимъ, Гимольскимъ и Юштозерскимъ. Подъ веденіемъ Янгозерской Церкви и въ сіе время находились три деревни – Янгозерская, Совдозерская<,> Порос озерская. Родившихся въ 1745. году было 4. чел<овѣ>ка, бракосочетавшихся 1. и умершихъ 4. – Въ Гимольскомъ приходѣ родившихся было 7., бракосочетавшихся 4. и умершихъ 3. человѣка.

Послѣ Онуфрія Павлова поступилъ Священникомъ сынъ его Захарій Онуфріевъ въ 1756. году, который Священствовалъ до 1804. года. Сей Священникъ обучался въ Новѣ Градѣ въ 1750. 1757. г. въ Русской школѣ:   и былъ ученый въ то время и Закащикъ Въ Его-то кажется время случилось важное обстоятельство во Православной Церкви. Именно – одаренный отъ природы способностію и получившій тогдашнее образованіе сей Священникъ ревностно занимался исполненіемъ своего долга. Объ немъ вспоминаютъ, что былъ ревностнымъ исполнителемъ Христіанскихъ требъ и Богослуженія, заботился объ улучшеніи своей Паствы, исправно велъ всѣ Церковные документы, на свои деньги купилъ многія Новопереведенныя Церковныя Книги, отлагая древнія исправлялъ Богослуженіе по Новымъ и возставалъ противъ суевѣрія и предразсудковъ. – Любители старины ненавидя ничего новаго, поддерживаемые лжеучителями, замѣчая новости въ Церкви, произвели раздоръ и въ семъ погостѣ. А потому все сіе  было ко внесенію раскола  и въ сіе то время явились раскольники и Самосожигатели въ Янгозерскомъ, Гимольскомъ и Ребольскомъ погостахъ. –

Мнѣніе такое подтверждаю слѣдующими доказательствами: а; по Словамъ Старожиловъ въ деревнѣ Совдозерѣ Янгозерскаго погоста, въ деревнѣ Пужамагубѣ Гимольскаго погоста /и/ въ Ребольскомъ погостѣ раскольники сожглись сами въ бытность Священника Янгозерскаго погоста Захарія Онуфріева бывшаго Закащикомъ. А что были самосожигатели свидѣтельствомъ сего древнія часовни, находящіяся и нынѣ въ упомянутыхъ деревняхъ, воздвигнутыя надъ самосожигателями въ бытность того же Священника Захарія Онуфріева. – б; Старожилы же вспоминаютъ, что сей Священникъ былъ строгъ для раскольниковъ, онъ ловилъ ихъ, вязалъ и отправлялъ въ Архіерейскій домъ. – в; У сего же Священника въ вѣдомости за 1801. годъ значится раскольниковъ 4. души обоего пола, каковые раскольники записаны были въ четвертую ревизію. – г; Въ сіе же время видимо ослабляется ревность прихожанъ къ Церкви и Священно Церковно Служителямъ. Именно – в первые годы прихожане охотно отдавали землю Причту за поминовеніе души и платили ругу. Въ сіе время прекратились поминовенія, прихожане начали отнимать землю и не платить условленнаго доходу. Почему Священно Церковно Служители въ 1801. году уже жаловались за сіе на Прихожанъ Преосвященному. – Расколъ былъ зенесенъ изъ Данилова Монастыря и какъ раскольники, такъ и самосожигатели безъ сомнѣнія были Послѣдователи Даниловцевъ...