ЭТО ИНТЕРЕСНО!
С 19 по 21 сентября 2017 года в Москве проходит Международный форум-выставка по туризму «Отдых».

Дорогие гости и жители республики! Предлагаем Вашему вниманию однодвневные программы по Карелии. Уверены, каждый из Вас сможет подобрать себе маршрут по душе и настроению!

Информационный туристский центр Карелии имеет два "места жительства" в Петрозаводске - теперь мы находимся по адресам проспект К.Марка, 14 и пл. Гагарина, 1 (фойе гостиницы Park Inn, левая сторона). Будем рады встрече с туристами!
В вотчине карельского деда мороза Талви Укко в конце июня состоялась конференция, на которой встретились сказочные герои со всей России. Карелию посетили главный Российский Дед Мороз, Костромская Снегурочка, сударыня Белозерская, Кыш Бабай из Татарстана, эрмиты из Санкт-Петербурга и Добродеевич январский из Соснового Бора.
"Путешествуй по Карелии, пиши об этом и побеждай!" - обещает газета "Карьялан саномат"

Костомукша

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Посмотреть

Город Костомукша - уникальный пример сосредоточения на малой территории последних в Северо-Западной Европе участков дикой тайги, крупнейшего горнодобывающего предприятия Северо-Запада и старинных карельских деревень - колыбели эпоса "Калевала".

Западная граница территории муниципального образования совпадает с государственной границей Российской Федерации, а сам город Костомукша расположен в широтном Транспортном коридоре Европа-Урал и имеет хорошие коммуникационные связи со странами Европейского Союза через международный автомобильный и железнодорожный пункт пропуска "Люття-Вартиус", открытый в 1994 году.

Костомукша - молодой современный город, построенный при широком международном участии на берегу небольшого живописного озера Контокки. Город молод, но уже имеет сложившиеся традиции. Костомукша - город фестивалей: камерного, рок-музыки, бардовских песен, этнографических. Главным культурным мероприятием является фестиваль камерной музыки. В конце июля целую неделю музыка очаровывает жителей и гостей Костомукши. Здесь собираются именитые исполнители со всего мира. Звучат классические произведения, романсы, оперные арии. На сцене выступают звезды балета. Проходят театральные спектакли и устраиваются артистические капустники. В эти дни работает детская музыкальная академия, которая собирает более ста юных дарований из разных стран.

Город окружают девственные леса и чистейшие озера. В районе озера Каменное расположен заповедник "Костомукшский", который является частью международного парка "Дружба", в границах муниципального образования "Город Костомукша" находится национальный парк "Калевальский".

Из истории города и края

Калевальский край, суровый и красивый, к которому относится и г.Костомукша, был заселен людьми издревле. В первом тысячелетии нашей эры территорию вокруг озер Куйто заселяли саами-лопари, охотники и рыболовы, которых постепенно вытеснили карелы: народность, родственная саамам и пришедшая с юга.

Жители края селились волостями: небольшими хуторами, состоящими из нескольких десятков дворов. В лесах, вдали от дорог, в красивейших местах, у берегов небольших озер еще можно встретить развалины домов, заросшие луга и поля. Сообщение между волостями, расположенными на большом расстоянии друг от друга, осуществлялось летом - на лодках по многочисленным рекам и озерам, зимой - по льду тех же рек и озер. Одним из таких хуторов и было селение под названием Костомукша. Отсутствие дорог и малая плотность населения не сохранили край от разорительных войн. Шведские походы в конце XVI - начале XVII веков стали опустошительными для Карелии. Саами-лопари были практически полностью уничтожены, а карело-финны еще долго приводили в порядок и хозяйства, и связи.

До сих пор не разгадана историческая загадка названия «Костомукша». В переводе с карельского «костомус» и финского «костамо» такое название в одном варианте обозначает месть, возмездие, расплату. Но слово «костамо» можно еще перевести и как сильно увлажненное место. Первое толкование по отношению к деревне Костомукша исторически оправданно, но столь же верно и второе: пожалуй, больше нигде в Карелии не встретишь такого обилия верховых болот и увлажненных ельников.
Легенду о происхождении названия «Костомукша» от слов «месть» и «возмездие» записал в 1892 году финский этнограф и художник Луис Спарре, который вместе с художником Викстремом и проводником Ренне побывал в этих местах, желая увидеть воспетый Элиасом Леннротом край «Калевалы».
При въезде в эту деревню со стороны Костомукшского озера они обратили внимание на лесистый холм, на котором росли могучие, древние ели и сосны, охранявшие покой здешнего кладбища. По установившейся исстари традиции на нем запрещалось рубить деревья, стучать железным инструментом. Повалившиеся от старости стволы догнивали на земле, и даже покосившиеся на могилах кресты и надгробья не поправлялись. Усопшим был отведен полный покой…
Кладбище, по мнению Спарре, было очень старым. Но оно не являлось типичным для Северной Карелии. В деревне Лувозеро, за несколько десятков километров отсюда, подобное кладбище было ухоженным, кресты и гробницы украшались резьбой, а деревья возле захоронений не представляли собой чащу.
Когда-то на месте костомукшского кладбища стояла церковь. В одно из летних воскресений взрослое население деревни собралось в ней на молебен. В это время сюда незамеченными подошли шведские (по более поздним источникам — финские) завоеватели. Очевидно одно — враги пришли с финской территории. Они застали молящихся врасплох, закрыли их в церкви, а затем подожгли ее. Деревенская молодежь в это время была на игрищах, недалеко от места трагедии. Увидев сожжение, оставшиеся в живых местные жители отомстили шведам: ночью напали на них и утопили в озере, которое впоследствии было названо Койранлампи, то есть Собачье озеро.
По некоторым версиям, из Костомукши часто начинались рейды мести на финскую сторону, и там жителей деревни Костомукша считали людьми недобрыми. Послужило ли это поводом считать Костомукшу местом возмездия, сказать трудно.
На месте сожженной церкви оставшиеся в живых жители деревни поставили часовню и большой каменный крест. Луис Спарре, а два года спустя и фотограф Инто-Конрад Инха, путешествующий с надеждой запечатлеть на фотографиях сказочный край «Калевалы» и записать неизвестные до сих пор просвещенному миру руны этого эпоса, застали этот грубо отесанный крест уже наполовину провалившимся в землю. Вокруг него и было расположено старое кладбище.
Когда же произошла трагедия в Костомукше? Если обратиться к истории, то на карте военных походов русских и карел против шведов и финнов, ответных набегов последних обозначено, что в районе Риинуоярви, а это около двух десятков километров от Костомукши, стояло военное укрепление. В 1579 году здесь, по всей вероятности, произошло сражение. По этим же местам шведы проходили в 1592, 1611 и 1614 годах. Далее их путь шел по южному берегу озера Куйто к Кеми… Поэтому вполне возможно, что трагическая версия происхождения названия «Костомукше» имеет историческое основание. (Костомукша. Города и районы Карелии. П.Леонтьев, Петрозаводск, Карелия, 1990)

Есть и другая легенда. Она гласит: давным-давно край пытались завоевать шведы, их было много, они были воинственны и сильны. В тот час, когда шведы вошли в Костомукшу, большинство мужчин были на охоте и на рыбалке. Завоеватели начали насильничать, и все молодые женщины, чтобы сохранить чистоту и верность утопились в озере Контокки. Когда мужчины узнали об этом, они собрались вместе и решили отомстить. Ночью, пока шведы спали после веселого пира и ничего не подозревали об опасности, мужчины деревни жестоко с ними расправились.

Знаменитый собиратель фольклора и рун "Калевала" Э.Леннрот, путешествуя по Калевальскому краю в 1837 году, записал о Костомукше: "Деревня состояла из десяти домов, многие из которых хорошо отстроены, а два - даже богато... Руны, сказки, пословицы и т. д. записывал четыре дня".

О том, что в этих местах есть железная руда, люди знали давно. И с давних пор ее использовали для получения железа. Солеваренные промыслы Поморья были основными потребителями железа Лопских погостов.

В 1866 году подворная опись зафиксировала в Костомукше 27 дворов и 166 жителей. В 10 дворах были лошади, у всех было по нескольку лодок и рыболовных снастей. Более половины жителей носило фамилию Пекшуевых. Были также Бадаевы, Ругоевы, Андреевы и Лежевы. Многие хозяйства занимались меновой торговлей с Финляндией. Впрочем, эта давняя традиция получила широкое распространение и в наши дни.

К 1917 году в деревне проживало около 300 человек карельской и финской национальностей. Были открыты школа и церковь. Увы, трагедия, которая разыгралась на территории Российской империи после 1917 года, прошлась и по Калевальскому краю. Многие жизни унесла гражданская война. Некоторые жители, не принявшие советскую власть, ушли в Финляндию.

Во время Великой Отечественной войны Костомукша была полностью сожжена. Те, кто остались в живых и вернулись в родной край, попытались восстановить хотя бы то, что было, но не смогли. Колхоз, едва сводивший концы с концами, был закрыт в 1950 году. В это время в деревне проживал всего 21 человек. Наступили грустные для карельской самобытности пятидесятые и шестидесятые годы. Деревни все больше пустели. Хутора практически все были покинуты. Знаменитая сосна Калевалы засыхала.

Новую жизнь в заброшенный край вдохнуло открытие в этих местах мощного железорудного месторождения, которое получило название костомукшского, и последовавшее затем строительство горно-обогатительного комбината и города.

В 1988 году в состав Костомукши включена старинная карельская деревня Вокнаволок, а позднее - вновь ожившие в связи с развитием фермерских хозяйств населенные пункты Ладвозеро, Поньгагуба, Суднозеро, Толлорека. Общая площадь территории 4046 квадратных километров.

Статистические данные:
Город республиканского подчинения (Республика Карелия)
Основан: 1977
Поселок городского типа с: 1977
Город с: 1983
Население: 32 тыс. человек
Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 64°35'
Географическая долгота: 30°36'