г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Чупа

Чупа

Источники Соловецкого монастыря.

".... В актах Соловецкого монастыря 1520 года от 12 октября имеется купчая Семёна Андреева, сына Худокуя на угодья по реке Керети, проданные Василию Родионову-Синице. «… в Керети реки промеж волощане куда топор ходил и коса, и с пешьшими и с водяными угодьи. А взял есми у Василия у Синицы на своём посильи сорок алтын денег московским числом». Там же имеется купчая от четвёртого октября 1540 года Ивана Маковеева, сына Чукчи на угодья в Чупе, проданные Логину, сыну Цветнову.«В Керетской же волости погостишко Чупа и Чупской губы над ручьем, а на погостье дворы тяглые (1574г.). Всего в Чупе 7 дворов, а людей -10 человек»...."
По материалам исследования Игумена Митрофана (Боданина) 2007 год, исследователя подвижнечества Преподобного Варлаама Керетского: "...Если посмотреть на современную карту, в двадцати верстах от Керети, в глубине Чупской губе ныне находится поселок Чупа. Однако надо сразу оговориться: "теперешний поселок Чупа - новый, он не связан с древнейшей волосткой Чупой". Современный поселок Чупа возник в 1916 году, в связи со строительством Мурманской железной дороги. Во времена Варлаама здесь были "Керетцкой волости отхожие дворы", то есть выселки, отдельные дворы людей, поселившихся в стороне от основного Керетского поселения. Впоследствии и запись : " Поселка в губе Чупа никакого нет".
Та "древнейшая волостка Чупа", скорее всего, находилась ближе к вершине Чупской губы, в районе устья ручья, в настоящее время носящего название Средний. Ясно, что это не историческое название: оно дано ручью недавно, так сказать "на скорую руку". Составители жития преподобного Варлаама, изданного в 1908 году, видимо, имея каие-то нам неизвестные материалы, указывают на, якобы, "впадающую в Чупскую губу реку Чаваньгу ( или Чеваньгу ),вытекающую из Чупского ( или Чуповского ) озера". Но при этом местом нахождения Чупской губы указывают Терский берег Белого моря, что на Кольском полуострове, чем вносят в свое сообщение полную путанницу. Если же отбросить эту последнюю неточность, можно предположить, что упомянутая "Чеваньга" и есть древнее название ручья, у которого расположилась "волостка Чупа в Чупской губе над ручьем". Чудесным образом сохранилось документальное описание этого места пребывания Варлаама в Керетские пределы, была составленна опись этих мест. В Писцовой книге 1563 года сообщается, что "в Чупской губе над ручьем волстка Чупа, а в ней погост, на погосте часовня, а у нее дьячек". Мы не знаем, кто был этот упомянутый при часовне "дьячек". Возможно это и есть Варлаам Керетский, но в таком случае эта информация свидетельствует о лишении Варлаама священного сана, и мы имеем удивительное историческое свидетельство о его жизни в Чупской губе в это время. Во всяком случае, из предания известно, что именно Варлаам "при Чупской губе поставил часовню". "И в той губе, невдалеке от берега избрав место, поставил себе келью малу, и вселился в нее, труждашеся в пустынных озлоблениях, глад и жажду и наготу терпяще, зверьми лютыми и бесовскими страшилищами устрашаем, и терпяще многажды от лопи, коя от зверей ничемже не разнится, приходящей и грозящей блаженному, да бежит от места сего, с тем же прещением и стрелы их, коими хотяху убити его. Он же, терпяще во бдении, и в молитвах, и славословиях день и ночь пребывая, в плаче и слезах, и содрогании сердечнем сотрясаясь по вся часы, во умилении и в страхе, и в памяти смертней".
Спустя еще 12 лет эти места вновь были описаны в "Поморских писцовых книгах 1575 года". "В волости Керети, что на реке Кереть" к тому времени служил уже белый "поп Микула,да черной пономарь старец Парфирей". Что же касается "погостишка Чупы в Чупской губе над ручьем", то дворов и людей там явно поубавилось, а про "часовне на погосте и дьячка" при ней уже неупоминается. Конечно, это не есть свидетельство их отсутствия вообще, - скорее, речь идет об общем запустении этих мест, и соответсвенно, о падении интереса к нему у сборщиков царских податей. Причина такой перемены в жизни вскользь упоминается в том же документе: "а запустели те дворы от Босоргина правежу и от голоду". (Басаргин правеж - опричный погром беломорья) . Всему этому есть достаточно ясное историческое объяснение. Ко времени описываемых событий, к концу 16 века, Керетская волость, это некогда обширное и богатейшее поморское поселение, пришло в крайний упадок. В самих же Чупинских выселках, судя по всему, вообще уже никто не селился. Такая печальная ситуация, наступившая на Поморье в 90-х годах 16 столетия, имеет вполне конкретную причину. "7098, Сентября в 7 день (в 1589 год),грех наших ради, приходили немецкие люди рекою Ковдою к морю на поморские места в волость Ковду, а из Ковды в волость Умбу, а из Умбы в волость Кереть и в иные мелкие волости заморские. И те волости повоевали, церкви и дворы пожгли и людей побили, и, воевав, пошли Кемью рекою вверх. А приходило тех немецких людей 700 человек".Руководил тем походом  Пекка Весайнен - историческая личность, весьма популярная в Финляндии. Он хорошо известен каждому финну как борец за независимость и национальный герой. Известно и его второе имя - Юхо (Juho), под которым он описан в посвященном ему романе известного финского историка Сантер Ивало. Пекка родился около 1550 года и жил на хуторе Весала, недалеко от Оулу. Он же возглавлял разбойное войско.Отношение к русским у финских поселенцев Остборнии характеризовалось понятием "vanhanvihan" - застарелая злоба. Не дожидаясь формирования регулярного шведско - финского войска и обьявления войны Весайнен с весны 1589 года начал личные боевые действия - кровавые рейды по селениям Белого моря. Безнаказанно разоряя их. Тогда же были уничтожены и Чупинские выселки, Кандалакшский и Трифоно-Печенгский монастыри.В декабре 1589 года Пекка Весайнен был зарезан одним из пленных русских, а регулярное русское войско вышедшее на защиту Беломорья уничтожило его столицу и родственников.В январе 1590 года уже регулярное шведское войско вторглось в беломорье, разоряя и сжигая все на своем пути. И вновь Керетские пределы были преданы огню и разорению. И по всей видимости Керетский деревенский погост и кладбище были единственным "процветающим местом" среди всеобщего разорения. Разоренные жители вернулись в Кереть. Чупа к сожалению так и не восстановилась до начала 20-го столетия.
Пока в веке 20-м Российская империя не приняла решение о постройке «Мурманской железной дороги». "Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соединении его рельсовым путем с внутренней Россией.  Кроме того, железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути".  Тем не менее толчком к строительству дороги послужила Первая мировая война , в которую Россия вступила в1914-м году. Впервые в практике отечественного железнодорожного строительства были разработаны смешанные и поэтапные схемы доставки грузов по принципу "море-река-трасса" с несколькими перегрузками или "море-трасса". Одновременно с прокладкой пути началось обустройство портов в нескольких узловых пунктах – в Сороке, Кеми, Кандалакше, Чупе и на Мурмане.
Железнодорожными ветками были соединены с трассой пункты, узловые с точки зрения доставки грузов: берег Сорокской бухты, Чупа,  Княжая,  Хибины. Работали на строительстве пленные – 8100 человек, в основном славянского происхождения –  из западносибирских концентрационных лагерей военнопленных в начале 1915 года на строительство линии Петрозаводск - Сорокская бухта. Во второй половине лета к ним добавились еще 2100 человек. Содержались они вполне сносно, жили в бараках и палатках, обеспечивались "климатической одеждой". "Полку военнопленных" заметно прибыло после весеннего наступления русских войск в 1916 году – на участок трассы Петрозаводск - Мурман поступил 25-тысячный "контингент" немцев и мадьяр. По мере завершения строительства отдельных участков наемных рабочих и военнопленных заменяли бойцами сводного батальона военного ведомства, состоящего из шести военно-рабочих рот. Они привлекались для обеспечения "срочных перевозок грузов чрезвычайного военного значения". С мая 1916 года трассу стали "обживать" два железнодорожных батальона, в обязанности которых входили уже чисто профессиональные функции – обеспечение службы временного движения, тяги, телеграфной связи, кондукторского надзора и тому подобное.
Небезынтересно также и то, что работы на трассе велись круглосуточно, даже в условиях полярной ночи, когда возводимые объекты освещали факелами и кострами.
Годом основания Чупы можно считать 1916-й , Из воспоминаний о поселке Чупа Власова П.З.
«…Приехали мы в Чупу в 1918 году. В это время строилась железная дорога, обслуживание железной дороги началось в 1916 году, было построено несколько железнодорожных домов. Когда приехали, на месте поселка Чупа был непроходимый лес. Работали на железной дороге. Начальником строительства был Карганов Иван Игнатьевич. На квартире у нас жил мастер фин Римпель. Под его руководством была построена площадка для камней на пристани. На строительстве железной дороги работали китайцы и военнопленные из Германии. В 1918 году были английские войска. Люди даже не верили, как это будет железная дорога и паровозы, С 1920-23 г.г. образовался леспромхоз. Жизнь строителей была очень тяжелой. Разработки камня происходили вручную. Возили в больших лодках на веслах. Разгружали из лодок лебедкой при помощи рукоятки. В 1923 году образовался Карелгранит. 2 мая 1922 г. -  В Лоухском районе вступили в строй Чупинские горные разработки месторождений кварца и полевого шпата. С данной даты ведёт свою историю ЗАО «Чупинский ГОК». С поялением железной дороги появились и жители поселка Чупа, которые работали на сплаве, на погрузке камней...»
 Тогда и начался новый этап развития старых Чупинских выселок. Поселок у железной дороги получил названия Чупа – станция, поселок у пристани на побережье Белого моря Чупа- пристань, их разделяло 4 км. 1922-й – 1930-й год , годы первого советского строительства. Чупа-станция пополняется различными переселенцами желающими работать на железной дороге и предприятиях спутниках, в этот период в северную Карелию в большом количестве пребывают граждане Финляндии , опрометчиво поверившие в строительство новой жизни в революционной России и создание «Красной Финской республики», украинцы, белорусы, жители центральных областей России, бывшие вербованные строители ж.д. дороги...
Уже в конце 20-х годов Чупа  становится местом ссылки и заключения, в поселке Чупа – Пристань образуется лагпункт подчиненный, УСЛОН (Управлению Соловецкими лагерями особого назначения).  Другой лагерь , как это не парадоксально, находился в конце Чупинского залива у ручья Средний, место нахождения Чупинских выселок (Средневековой Чупы). Рядом с тем местом, где согласно исследованиям игумена Митрофана Боданина , в конце 16-го века, нашел свое последнее земное пристанище покровитель моряков и рыбаков Преподобный Варлаам Керетский.
В последствии причисленный к лику Святых,  новомученник Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров), епископ Ковровский пишет в своих воспоминаниях: «….За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Старгородским — 3 года Соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма — май 1927 г. Соловецкие лагеря — Разноволока, Чупа Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож.
Арестован 23 декабря 1929 г. Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 г. Возвращен на Попов Остров 1 января 1930 г. Болел сыпным тифом в январе — феврале 1930 г. В Соловецких лагерях по приговору июнь 1927 г. — 2 января 1930 г. Без приговора сверх срока — 2 января — 23 февраля 1930 г.»  http://www.patriarchia.ru/
Горькие слова, но именно так начиналась Советская Чупа. «…Кармурлаг или Камурлаг – Карело-мурманские лагеря ОГПУ. Подчинялись СКИТЛ. Организованы в начале 30-х гг. Лесоповал; рыбный промысел. Адм. центр – Кемь. Первые заключенные привезены с Соловецких островов…» А в это же время так же организовывался рыбколхоз, расширился леспромхоз, по лесам ходили партии геологов, разведывая залежи пегматитов и слюды, расширялась железная дорога, появляется школа. Чупа строит социализм и модернизирует железную дорогу. 
Весь Чупинский мартитолог составляет более 70-ти человек, Керетский более 50-ти , это только 1937 – 1938 годы, получается что, каждый 15-й житель Чупы был расстрелян , а в последствии реабилитирован.  А впереди была Финская военная компания и Великая отечественная война.Лагеря продолжали работать, только подчинение было Белбалтлагу, все силы были и энергия брошены на обеспечение работы Беломоро-Балтийского канала и фарфоровой промышленности, стране развивающей энергетику по плану ГОЭЛРО нужны были хорошие электроизоляторы и лес.
1941-й Война. Наступление на Кестеньгском направлении эсесовской дивизии «Эдельвейс» стремящейся перерезать тонкую нитку теперь уже Кировской железной дороги было остановлено в нескольких километрах от Лоух и Чупы. Все старинные карельские деревни находящиеся между Белым морем и Финской границей были выжжены отступающими частями Красной армии, чтобы лишить врага опорных баз, население эвакуировали в Чупу. В этот период Чупа – Пристань, и Чупа – Станция (тогда еще разные поселки) оказались практически на передовой и жители отдавали все силы на помощь фронту. Мужчины ушли на фронт, а в забои шахт, за руль судов и в рыболовецкие артели встали женщины и дети. С развязыванием войны в Лоухах началась постройка аэродрома. Этот аэродром построен силами детей, стариков и домохозяек. Мужчины на постройке аэродрома участия почти не принимали, т.к. все были мобилизованы на фронт. Но, несмотря на то, что мужских рук было очень мало, работа в поселке не прекращалась. Женщины занимались заготовкой дров для топки паровозов, ловлей рыбы и т.д. Правда, первое время войны не работали шахты и рудники. Рудники начали работать с января 1942 года. В шахтах также работали женщины.  В Чупе и Лоухах были организованы истребительные батальоны, в них входили все те, кто мог чем-либо помочь народу. Они патрулировали по поселкам, проверяли документы.
Завершилась война, большая часть мужского населения Чупы не вернулась с фронта и опять женщинам и подросткам пришлось осваивать взрослые мужские профессии проходчиков, шахтеров, рыбаков, бульдозеристов, лесорубов и строителей. Разоренная Чупа начала принимать следующую волну переселенцев из центральных регионов страны, возвращались эвакуированные. Нужен был лес, очень много леса и камня ведь больше половины страны лежало в руинах. На рубеже 40 –х 50-х годов был дан новый старт развития Чупы. Страна стала вкладывать средства в Чупинскую горную промышленность. И как обычно в то время на большие стройки пришли заключенные. С лагпункта «Белречлага» теперь уже центральная часть Чупы получила прозвище - «ЗОНА».  Лаготделение в п. Кильдинстрой, п. Чупа закрыт 20.07.53.  Вероятно закрытие связано со смертью Сталина. Со смещением Берии закрывается ЗОНА, Чупа  начинает становиться развивающимся промышленным центром. Тем временем об обычной жизни 50-х годов  в поселке действует рудоуправление, рыбозавод, колхоз "Красная армия", леспромхоз. Организовано шпалопиление. Шпалозавод выпускает 350 шпал в смену. Шпалы идут для широколинейных железных дорог. В 1958 году построена механизированная мастерская с централизованным отоплением. В мастерской установлены различные станки: 2 токарных, строгальный, сверлильный, фрезерный, точильный и др. Построена механизированая кузница, достраивается гараж и другие подсобно-вспомогательные помещения для обслуживания механизмов. 
Экономика стала развиваться взрывообразно, и за труд стали платить настоящие деньги. Следующая волна трудовых мигрантов «накрыла Чупу». Шахты стали разрастаться в глубину и ширь, требовалось все больше и больше рабочих рук и …руки нашлись. В течении нескольких лет было буквально уничтожено старинное село Кереть с 600-т летней историей, как бесперспективное , а так же многие сотни поморских сел и деревень на берегах Белого моря в которых еще хранились остатки поморского быта и культуры, только поляны заросшие травами напоминают сейчас о былом величии Новгородской вотчины. Шахтам нужны были шахтеры, леспромхозу трактористы и пильщики с вальщиками. И они нашлись. Чупа стала стала как промышленный муравейник. Чупа расцвела, превращаясь в столицу горного и лесного промысла северной Карелии. Как грибы после дождя возникают новые дома, школы магазины, спутные производства, открываются новые шахты с поселками, наращивается производство, растет благосостояние жителей, появляются асфальтовые дороги, снабжение по 1-му разряду, большие зарплаты, тянущиеся в Чупу специалисты, личные автомобили. В Новейшее время Чупа вступает хоть и поселком городского типа, но по экономическому потенциалу настоящим городом с населением в 7000 человек.
80-е спокойная жизнь процветающего города, видимо самое счастливое время для жителей Чупы. Богатейшее предприятие, развитая социальная сфера, свой пионерлагерь на Черном море, планы открытия бассейнов, строительства крупного яхт-клуба. Перестройка, хозрасчет, первые кооперативы…
Лихие 90-е. С благополучием градообразующего предприятия ГОК "Карелслюда", рухнула экономика Чупы и быт жителей. Слюда стала не нужна экономике. Закрылись и затоплены шахты. В Белом море стремительно падают уловы и закрывается до этого успешный рыбозавод. Окрестные леса вырублены и тихо умирает леспромхоз. 2000 –е. Коммунальное хозяйство Чупы выправили, социальную сферу сохранили. В настоящее время в Чупе отсутствуют крупные производства, но перспективы для развития имеются. Пока в Чупе развивается культура, спорт, образование и общественная жизнь – основа экономического благополучия.

Новый
туристский портал

Перейти