г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Киндасово

Киндасово

Киндасово — это небольшая деревня, что расположена в живописной излучине р. Шуя, в 10 км от пгт Пряжа. Первое упоминание о селении встречается в письменных источниках в 1496 году.

 По одной из версий её название происходит от карельского слова «Киннас», что в переводе с карельского означает «рабочая рукавица». Откуда пошло такое название - неизвестно. То ли народ был дюже работящий, а кто говорит, что деревня имеет очертания рукавицы, если глядеть на неё с высоты птичьего полёта, а ещё местные вспоминают, что знатные рукавицы и перчатки вязали местные мастерицы. Киндасовцы, как и вообще карелы, народ гостеприимный, к тому же они отнюдь ни лишены чувства юмора. Они охотно рассказывают о забавных происшествиях, якобы случившихся с их предками, но обязательно добавляют при этом: "Было это очень давно, еще нашим прадедам рассказывали их деды и отцы".

 Вот некоторые из происшествий, записанные и опубликованные Лесковым Н.В. "Докладе о поездке в Олонецкую губернию летом 1892 г." // Живая старина. 1893. Вып. 3. С. 432 – 436.

 "... Почему-то жители этой деревни служат предметом постоянных насмешек соседей-кореляков; о них ходит много всяких анекдотов, напоминающих отчасти пошехонские рассказы. Был, рассказывают, один киндасовец на охоте; приходит домой и говорит своим семейным, что в «куопе» — яме, куда на зиму кладут репу, видел сто зайцев.

— Полно врать, — замечают ему родственники, — откуда взялось такое множество зайцев...?

— Ну не сто, так 50 да все таки было...

— А откуда 50-то, да еще и в «куопе?»

— Ну, не 50 — так десять хоть было...

— Ну да и то очень сомнительно...

— Ну, если не десять, — так один хоть да был...— Да был ли хоть один-то...?

— Так что же тогда шуршало в яме? ...

 Или еще другой рассказ. Наступает праздник Крещения Господня — Ведэристэ. Киндасовцы в прежние годы на этот праздник постоянно ходили на свой погост — в Пряжу, а тут почему-то вздумали устроить Иордан у себя дома: «не пойдёмте, братцы, на Иордан в Пряжу, рассуждают киндасовцы на кануне праздника, не стоит ходить туда; река у нас есть своя, икон в часовне много, такой можно Иордан смастерить, что любо...» Покричали, потолковали, и все согласились устроить Иордан дома. На другой день, в самый праздник Крещенья, рано утром сделали на реке большую прорубь, и торжественно с иконами на груди народ повалил из часовни на Иордан. Мороз был в тот день трескучий, руки мёрзли даже в рукавицах. Вот один крестьянин держит на груди большую икону «пуха Ведой» — святое Введение... Руки у него от холода посинели, окоченели, и сам он не чувствует, как икона постепенно соскальзывает, соскальзывает и, наконец, бултыхнулась в Иордан... Сильным течением реки икону тотчас же подхватило и унесло под лёд. Между киндасовцами началась тревога: ах «нюнню сууг» — реnis in оs «nuha-Ведой» в воду пала!.. Притащили из деревни невод, запустили его по течению ниже Иорданской проруби, вытащили, глядят — кусок льда... «Да это должно быть и есть «nuha-Ведой» — сдогадались киндасовцы и торжественно понесли льдину на печку в дом часовенного старосты: пока обедаем, мол, «nuha-Ведой» тем временем на печке и оттает:.. Сидят киндасовцы, обедают, едят праздничные пироги... «А подика ты, Микко, посмотри, что «nuha-Ведой делает на печке», посылают одного из своих товарищей справиться насчет иконы. Микко поднимается из-за стола, лезет на печку и оттуда со священным трепетом сообщает: «А, «нюнню сууг» — реnis in оs «nuha-Ведой» то, братцы, сбежала, только мочи немножко на печку брызнула»...

 Сказки о глупцах пользуются большой популярностью у многих народов. У русских - о пошехонцах, у болгар - о габровцах, у шведов - о жителях местечка Седерталь близ Стокгольма и т. д. В Финляндии героями подобных сказок были обитатели Хеме, а в Карелии – киндасовцы. Так уж повелось: в Киндасово жили веселые, немного глуповатые и наивные мужики, которые всегда спорили с пряжинскими - кто умнее и проворнее, у кого рыба крупнее, а коровы толще.

В 1972 году впервые выходит книга киндасовских баек «Kaskuja. Были-небылицы». Составитель и переводчик А.С. Степанова, переиздание которой совершено в 2004 и 2019 годах.

С 1985 года, в третьи выходные июня в деревне Киндасово ежегодно проводится сельский фольклорный праздник юмора под открытым небом или Международный фестиваль сельского юмора «Киндасово». Инициатором проведения праздника стала известный в Карелии фольклорист Виола Мальми. На праздник собираются весельчаки и юмористы из разных уголков Карелии, России и зарубежных стран.

 В центре деревни развертывают свои палатки мастера прикладного искусства, гости упражняются в скоростном поедании блинов, на все лады развлекают гуляющих многочисленные творческие коллективы из различных районов Карелии и не только... А какие страсти кипят на спортивной площадке! Для самых маленьких проводятся веселые соревнования: шуточные эстафеты, хоровод и рыбалка. Всегда найдутся желающие поиграть с веселым клоуном! Послушать киндасовские истории, поучаствовать в конкурсах и лотерее ежегодно съезжаются тысячи гостей.

 Как говорят киндасовцы, чтобы над деревней в этот день светило солнце, каждый год к торжеству назначается ответственный за погоду. Каким образом он договаривается с небесной канцелярией, остается тайной, но со своей задачей он справляется.

 В 2002 году архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил в деревне Киндасово шатровую часовенку во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, размером 4х4 метра, увенчанную маковкой и выполненную в древних плотницких традициях Русского Севера.

 В 2006 году близ деревни Киндасово открылся уникальный музей культовых сооружений древних саамов. Создатель музея Юрий Фефилатьев построил на открытой площадке уменьшенные копии древних артефактов, расположенных в различных странах мира. Центральное место композиции занимает каменный лабиринт, подобный тому, который открыт в городе Кандалакша Мурманской области. Кроме того, на территории экспозиции разместились саамские кромлехи - конструкции в виде концентрических кругов, сейды - большие камни, установленные в вертикальном положении, а также несколько других сооружений. Как признавался Фефилатьев, он не профессиональный ученый, а увлёкшийся саамской культурой человек. На создание музея, который он полностью построил своими руками, ушло три года.

В 2010 году к 25-летнему юбилею фестиваля на территории деревни был установлен первый в мире памятник рукавице. Всем, кто к нему прикасается, он приносит удачу и везение!

 В 2019 году в деревне открыли Общественный музейно-досуговый центр «Киндасово», где располагается музейная экспозиция, посвящённая истории деревни и её жителей, а различные программы для туристов осуществляет творческий проект «Kindahat». . 

На маленьких улочках появились деревянные скульптуры киндасовцев – это зарождение нового ландшафтного парка по мотивам фольклорно-литературного наследия киндасовских баек.


Новый
туристский портал

Перейти