г. Петрозаводск, пр. К.Маркса, 14

Тел. +7 (8142) 76-48-35

г.Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Русский English

"Царицын ключ" Источник

"Царицын ключ" Источник
Район
Город / населенный пункт Толвуя

Источник "Царицын ключ" находится справа (по направлению на Медвежьегоск) от дороги, на 35 километре, перед деревней Толвуя. Местоположение ключа можно определить по невысокому штакетнику, расположенному метрах в пятидесяти от дороги.

С ключом и с находящейся недалеко от него деревней Толвуя связана очень интересная история.

Борис Годунов, пришедший к власти в 1598 году, и не принадлежавший к династии Рюриковичей, сильно опасался за свою власть и стремился любым способом удалить всех возможных претендентов на престол. Боярин Федор Никитич Романов в глазах Годунова был наиболее опасным из претендентов на царскую корону, поскольку являлся родным братом Анастасии Романовой, одной из жен Ивана Грозного. Федор Никитич был сослан в Антониев Сийский монастырь (в 150 км от Архангельска) и там пострижен в монашество под именем Филарета.

 

Сын его Михаил - будущий первый царь из рода Романовых - с маленькой сестрой были сосланы на Бело-озеро.

Супругу Федора Никитича, Ксению Ивановну, насильно постригли в монахини под именем Марфы и сослали в Заонежье, в Толвуйский погост.

Озерецковский, путешествуя в конце восемнадцатого века по Онежскому озеру, так описывает виденный им Толвуйский погост: "Толвуйского погоста жители, которых по последней ревизии 1300, довольно имеют пашен и сенокосов, без покупки пробавляются своим хлебом. Напротив того в лесе имеют недостаток, который заставляет их обходится с дровами бережливо, а потому топят свои бани по одному разу в неделю. Зимний промысел толвуйских жителей состоит в возе соли с берегов Белого моря в города Повенец и Олонец. Осеннее время препровождают они в ловле рыбы, за которую забирают они наперед у скупщиков по 7 гривен за пуд".

По рассказам толвуйских старожилов, "... терем Марфы Ивановны находился позади крестьянских селений погоста Толвуи, в прямой почти линии с церквью, на северо-восток от нее". Судя по размерам фундамента, жилище узницы не было обширно.

Терем опальной боярыни стоял на возвышенном месте, вид из окон открывался на Онего, белое зимой, а летом видны были зеленые леса Палеострова. Тридцатилетняя инокиня Марфа Ивановна болела, а "пищевое довольствие" поначалу было очень скудным.

У инокини Марфы "от совершившихся переживаний началась портежная болезнь" (эпилепсия). Сочувствуя ей в "портежной болезни", толвуяне и указали ей на близкий к погосту целебный источник.

Инокиню Марфу называли в Толвуе не иначе, как "Царица". До сих пор источник, из которого она брала воду, носит название "Царицын ключ", вода из него действительно обладает очень сильным успокаивающим эффектом. По рассказам местных жителей источник постепенно иссякает, давая с каждым годом все меньше и меньше целебной воды.

В начале семнадцатого века на Толвуйском погосте стояли три деревянные церкви: Георгиевская, Троицкая и Никольская. На месте Георгиевской церкви в 1869 году построена каменная, которая существует до сих пор. На месте сгоревшей в 1893 году Троицкой в начале двадцатого века была построена часовня в честь Трехсотлетия дома Романовых. По указанию церковных летописей к северу от бывших церквей стоял терем, в котором и "пребывала в ссылке" инокиня Марфа.

Надо сказать, что инокиня Марфа не забыла доброго отношения толвуян: после воцарения ее сына помогавшие ей крестьяне были пожалованы деревнями, а "поп Ермолай Герасимов с сыном Исааком" за доброе отношение "дворцовой волосткой в Петровском погосте в Челмужах". В Челмужах, расположенных на восточном берегу Онежского озера, сохранилась деревянная Богоявленская церковь - ровесница описываемых событий.