г. Петрозаводск, пр. К.Маркса, 14

Тел. +7 (8142) 76-48-35

г. Сортавала, ул. Садовая, 11

Тел. +7 (81430) 4-83-11

Русский English

Церковь Успения Божьей матери, (1774 г.), Кондопога

Церковь Успения Божьей матери, (1774 г.), Кондопога
Район Кондопожский
Город / населенный пункт Кондопога

К северу от Петрозаводска, в конце узкого залива Онежского озера Чупа-губы, у самой воды стоял один из самых замечательных памятников деревянного зодчества— Успенская церковь, воздвигнутая в 1774 году.

Церковь была расположена на небольшом скалистом полуострове, на самой высокой его точке. Величественная, устремленная ввысь вертикаль завершала огромное, раскинувшееся вширь пространство. Открывшаяся картина поражала ясностью, законченностью всех деталей.

Церковь Успения Богородицы в Кондопоге, первое письменно зафиксированное упоминание которой находим в документе, датируемом 1563 г., была поставлена на некогда общей земле четырех новгородских боярщин. Церковь появилась как выставочный (термин "выставка" употреблялся в отношении филиальной церкви в отдаленной местности) храм, удаленный от погоста в Шуе на 50 верст. Рост населения и освоение все новых и новых пахотных и иных земель приводили к тому, что население время от времени осознавало необходимость создания нового церковного прихода, а значит, и строительства нового храма.

Она была возведена в первой половине XVI столетия, между составлением здесь писцовых книг Юрия Сабурова (1496 г.) и Андрея Лихачева (1563 г.). Это была церковь Успения Пресвятой Богородицы. Очень скоро она перестала существовать — была сожжена «немецкими людьми» (так извечно именовали на Руси чужеземцев, приходивших войной из Западной Европы и Скандинавии. В данном случае речь идет о шведах). Уже в 1585 г. там вновь стояла церковь. У церкви было по крайней мере три предшественницы. Первая, возведенная в первой половине XVI столетия, просуществовала всего несколько десятилетий и документы не донесли до наших дней никаких известий о типе этой постройки. На месте сожженного в начале 1580-х гг. «немецкими людьми» храма тотчас же местные жители поставили новый. Известно, что эта вторая церковь была клетского типа с тремя алтарями. Она тоже простояла недолго и была сожжена «немецкими людьми» или «литвой и русскими ворами казаками» в начале XVII века. Храм возвели вновь, его следующее описание датируется 1616-1619 гг. Эта новая — третья — церковь, котораяза отсутствием иных данных считается предшественницей стоящей ныне на Кондопожском погосте, была теплой с шатровым завершением, при ней имелись трапезная и колокольня. Общеизвестно, что знаменитая ныне во всем мире церковь Успения Богородицы была возведена в 1774 г. Именно так датировал ее появление Л. В. Даль, инспектировавший старинные церкви в Олонецкой губернии в 1876 г. Послан он был вместе с учениками для обмеров заонежских храмов Академией Художеств, озабоченной планами возведения в Москве храма Христа Спасителя и потому интересовавшейся традициями народного церковного зодчества. Остается только предполагать, кто явился автором — инспектор из Санкт-Петербурга или местный чиновник, составивший по запросу из центра справку следующего описания: «В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Eспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саже­ней, олтарь 11/2 с[ажени]». (ЦГИА, ф.789. оп.7. д.8).
Эту же дату появления ныне существующего храма предлагает нам «Главная церковная и ризничная опись» 1875 г. Здесь, в помещенном в самом начале «Кратком описании церкви» сказано: «...построена в 1774 году усердием местных прихожан». Существенным дополнением представляется упоминание о том, что храм «в вышину 18 сажен», а также следующее: «колокольня тож деревянная, осьмигранная, стоит отдельно от церкви на расстоянии 6 сажен, в вышину имеет 18 сажен, главы как на церкви, так и [на] колокольне обиты белым железом».
Итак, столетие тому назад здесь был целый комплекс культовых зданий. Помимо упомянутой шатровой колокольни, располагавшейся совсем близко, во второй половине 19 столетия здесь стоял еще один храм — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По свидетельству преосвященного Назария, совершившего в 1898 г. поездку для обозрения Олонецкой епархии и опубликовавшего затем свои заметки о впечатлениях в «Олонецких Губернских Ведомостях», вторая церковь была поставлена в 1857 г.
В начале 1930-х гг. колокольня рядом с церквами еще стояла. В1929 г. зимняя церковь была закрыта. Уже и до этого священ­ник был вынужден крестить новорожденных не в храме, а у себя дома — боялся преследований. В 1936 г. здесь устроят клуб, а перед этим местный колхоз «Культура» использовал здания обоих церквей для сушки зерна.
Колокольню, согласно воспоминаниям старожилов, разобрали где-то в 1934-1935 гг. Около нее поставили лебедку, трос подняли и зацепили за шатер. Стойки подрубили. Еще раньше сбросили колокола. Самый большой увезли куда-то. Один колокол забрали на скотный двор — в качестве сигнального.
Троицкая церковь отличалась богатым убранством. Утварь сохранялась вплоть до 1932 г. Хранились также облачения церковнослужителей. Помнят бывшие прихожане большую хрустальную люстру, круглые голландские печи, расписной потолок и множество икон. С горечью говорят о вандализме, с которым все это уничтожалось: люстры сбивали палками. Купола снесли уже после войны.
Во время войны в оккупированной Кондопоге в Успенской церкви проводились службы по православному и лютеранскому обрядам — через день.

"Силуэт храма как будто бы зыбко дрожит, как пламя гигантской свечи, зажженной безвестным творцом над водами Онежского озера", - пишет А. Ю.Низовский в справочнике "Самые знаменитые монастыри и храмы России".

Все формы церкви были устремлены вверх, соотношение их логично и просто. Два высоко поднятых крыльца симметрично пристроены с юга и с севера. С них вход внутрь церкви. Небольшие сени вели в просторную и светлую трапезную с резными скамьями и двумя мощными опорными столбами, поддерживающими продольные брусья потолка. Большая трапезная могла вместить многих прихожан. Сама церковь была украшена иконостасом и расписным потолком.

УТРАЧЕНА 10 августа 2018 года...