г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Река Охта

Река Охта расположена в северной части Карелии и является правым притоком крупной реки Кемь, впадающей в Белое море. Сплав по Охте сложно назвать сплавом по реке, потому что Охта по сути озерно-речная система, состоящая из большого числа (около 10) небольших и средних озер соединенных речными участками.

Сплавной участок реки начинается с озера Кевятозеро и заканчивается Путкинским водохранилищем, на берегу которого расположен город Кемь. Некоторые не заканчивают сплав в Кеми, а выходят в Белое море, где двигаются вдоль побережья к другим местам выброски.

Всего на сплавном участке реки 4 озера средних размеров (Муезеро, Юляозеро, о.Лежево, о.Воронье) и несколько мелких. Протяженность участка около 250 километров, количество порогов и шивер – 40, высота перепада реки – 123 метра, непроходимых препятствий нет.

Сложность реки оценивается третьей категорией. Река Охта – популярна среди туристов, и для многих водников Карелия ассоциируется именно с ней. Река также известна одной из своих главных достопримечательностей – порогом Кивиристи. Но, не смотря на свою популярность Охта лучше подходит для групп, сплавляющихся на байдарках. Для надувных судов это слишком узкая река с большими озерами, пересечь которые в сильный ветер вызывает большую сложность.

Охта проходит вдали от населенной местности. На берегах озер, через которые проложен путь, есть несколько деревень, но все они нежилые. Река изобилует красивыми стоянками, большинство из которых расположено на берегах озер. Как правило, на эту реки идут те, кто любит байдарочные прогулки по озерам и не равнодушен к острым ощущениям на серьезных порогах. На эту реку могут пойти и новички, обнеся сложные препятствия. Можно взять в поход и от одного до трех детей. Случаи сплава детских групп по реке в целом не рекомендованы, но возможны при условии профессионально поставленной техники безопасности и наличии в группе достаточного количества опытных инструкторов.

Охту можно разделить на три участка. Участок верхнего течения – не содержит серьезных препятствий, река в этом месте очень мелкая, берега заболоченные. На выходе из озер - остатки старых деревянных плотин. Средняя Охта – участок, изобилующий озерами, ближе к концу которого начинаются интересные пороги. Нижнее течение Охты наиболее насыщено порогами и заканчивается протяженным водохранилищем.

Возможные маршруты

Вариантов маршрутов на реке по типу заброски два.

1. Начинается от моста через реку сразу после Куккомозеро в 5 - 6 км от впадения в Муезеро. Время заброски от Сосновца – 3 часа.

2. Начинается от истока реки из Кевятозеро, выше по течению на 30 км, чем первый вариант. Заброску на Кевятозеро также называют заброской на "Финский вокзал". Мост через Охту близ Кевятозеро считается началом сплавного участка реки, но сделать стапель можно и на самом озере, разбив лагерь и сделав все подготовки к сплаву, чтобы на следующий день подгрести к мосту. Финским вокзалом называют старую пристань в деревне, в действительности являющимся не очень удобным местом, чтобы собирать байдарки, но зато более знакомым на слух среди местных жителей, чтобы объяснить место прибытия. Начать маршрут будет удобней всего от моста через реку, или же переночевать на берегу Кевятозера, сделав предварительную разведку на счет стоянок.

Второй маршрут включает в себе дополнительные препятствия: озеро Куккомозеро, 2 разрушенных плотины, 1-ой начинается маршрут, 4 порога до Куккомозера, потом 2-ая плотина и еще три порога до впадения реки в Муезеро.

Заброска/Выброска

Заброску на реку можно начать из трех населенных пунктов (Беломорск, Сосновец, Кочкома), добраться до любого из которых можно поездами Мурманского направления, отправляющихся из Петрозаводска, Мурманска, Москвы или Санкт-Петербурга.

Но лучше всего планировать заброску из города Беломорска, из тех соображений, что найти там машину будет проще, чем в двух других населенных пунктах, хоть этот вариант и получится как самый дорогой и продолжительный по времени.

Заброску на оба маршрута из любой точки лучше скорректировать по карте. На двухкилометровой карте отчетливо виден подъезд к реке как в деревне Кевятозеро, так и на отрезке Нижняя Охта, где мост через реку единственный переезд между двумя озерами. Дорога до обеих забросок без покрытия, поэтому лучше сразу рассчитывать на машину, которая в состоянии проделать этот маршрут, особенно в период весеннего паводка, когда дорога имеет наихудшую проходимость. В среднем на дорогу до 1-го маршрута вы потратите около 3-х часов, до 2-го около 3,5 часов.

Выброску выгодней сделать от Подужемской ГЭС через реку Кемь. На карте также это место отображено как Вочаж. Отсюда 20 километров на автобусе до города Кемь. Автобус ходит регулярно, примерно каждый час. Из Кеми можно поездом добраться в Мурманском и Петрозаводском направлениях.

Подготовительные работы к походу

Необходимо брать в расчет, что на маршруте нет возможности докупить продукты. Также не проста экстренная эвакуация, это следует учесть при укомпликтовке аптечки и снаряжения. Следует обратить внимание на то, что на маршруте есть озера и в непогоду на их прохождение может потребоваться больше времени, чем описано в лоции. В этом районе Карелии вы можете легко повстречать медведя или другого хищника, поэтому лучше взять с собой сигнальные ракеты или другие средства для отпугивания хищников.

Перечень препятствий реки

Мост

С этого моста через реку удобней всего начинать маршрут, если вы экономите время. В таком случае можно сразу начать сборку судов и подготовку к сплаву. Есть стоянка, если вы все же решите остаться на ночь.

Препятствия 1- 5

Серия несложных порогов, начинающаяся от моста через реку в небольшом заливе в непосредственной близости от деревни Кевятозеро и заканчивающаяся входом в озеро Куккомозеро. Пороги можно считать шиверами, или препятствиями 1-ой категории сложности. Всех их можно пройти с воды, не просматривая.

В малую воду необходимо сделать просмотр, потому что русло реки может быть завалено бревнами и ветками, сами пороги, даже в большую воду достаточно мелкие - есть вероятность сесть на камень или пропороть байдарку. Первый порог начнется через 20 минут после моста, его также называют первой плотиной, проход чистый и не сложный, возле него на правом берегу есть небольшая стоянка. Остальные четыре порога могут доставить хлопот с маневрированием.

Куккомозеро.

Несложное в плане навигации узкое озеро, около 8-ти километров в длину. Сразу на входе есть стоянка. Возможно, есть еще стоянки. От начала маршрута до начала озера около 30 километров.

Мост через реку между Куккомозеро и озеро Муезро, начало маршрута 2. Не доезжая моста, справа от дороги есть хорошая стоянка (на тот случай, если вы решите остаться здесь на ночь). Ее неудобство в том, что она отдалена от воды. После моста есть место для стапеля и возможной ночевки, правда, в менее комфортных условиях.

Плотина 2

Плотина отделена небольшим плесом, имеющим вид узкого озера, от моста. Проход препятствия несложный, но просмотр необходим. Плотина представляет собой полуразрушенный бревенчатый лоток, в некоторых местах которого торчат гвозди и куски бревен. Ширина лотка около 3 метров. Через сто метров плотина продолжается еще одним лотком, сужающимся к концу. Его длина около 50 метров.

Препятствия 8-9

Две несложных шиверы, которые можно пройти без осмотра. Средняя длина каждой - около ста метров. Шиверы мелкие, даже в высокую воду торчат камни. В малую воду, возможно, придется провести байдарки.

Порог Муезерский, Лестница

Категория сложности первая. Просмотр желателен и более удобен с правого берега. В русле много камней, на выходе из порога требуется маневрирование. Препятствие постепенно сужается до 3 метров в ширину. На этом пороге терпят аварию многие байдарки.

Озеро Муезеро

Сразу при выходе в озеро на правом берегу расположена удобно оборудованная стоянка. Она хорошо проветривается, находится на мысу, с песчаным выходом - хорошее место для купания.

В центре озера расположен остров Троица, напротив выхода реки в озеро. На острове – церковь Святого Николая Чудотворца, построенная староверами в 1602 году. Здание в хорошем состоянии, можно зайти вовнутрь. За церковью часовня, скит и кладбище. Длина перехода через озеро – 6 километров. Выход в реку заметен по снижению леса, но лучше выйти на исток по компасу. В ветреную погоду на озере может подняться большая волна.

Плотина 3

Препятствие не представляет больших сложностей, его можно пройти без просмотра. Лоток плотины короткий – около трех, четырех метров. Препятствие имеет два прохода, правый, наиболее чистый, хорошо виден с воды. На левом берегу есть место для стоянки. После плотины русло узкое, быстрое течение, с редкими камнями.

Препятствия 11-12

Препятствия проходятся без просмотра, это шиверы, русло мелкое. В зависимости от уровня воды препятствия можно и не заметить. До впадения в Охту левого притока реки, Чуруш, стоянок нет.

Стоянка

Эта стоянка расположена на правом берегу, в 300 метрах после впадения притока Чуруш. Она не очень комфортабельна, но это единственная стоянка до озера Юляозеро.

Шиверы 13-14

Мало чем отличаются друг от друга, проходятся без просмотра. После этих шивер начинается участок реки, который называют "Гнилой Охтой" или "Дурная протока". Участок характеризуется топкими поросшими камышами берегами, река постоянно петляет, стоянок и препятствий нет. Много комаров. Протяженность этого плеса 15 километров, и прохождение занимает 3-4 часа.

Озеро Юляозеро

Сразу при входе в озеро на правом берегу есть хорошо оборудованная стоянка. На ней может остановиться несколько групп, дров немного. На скалистом берегу автографы туристических групп. При продвижении вдоль правого берега озера можно найти еще несколько стоянок. Пересечение озера лучше корректировать по карте, есть несколько вариантов маршрутов. Два из них, могут оказаться непригодными в малую воду или для крупногабаритных судов. Наиболее надежный вариант - это пересечение озера по юго-восточной протоке, держась вдоль правого берега озера, это в то же время и самый протяженный вариант. Огибая остров, на материке можно обнаружить много стоянок. В частности, есть хорошая стоянка на каменном мысу разделяющим озера Ригорека и Юзмозеро. Через 4 километра от мыса вдоль правого берега есть заброшенная деревне Ригорека. В 4-5 километрах от деревни вдоль правого берега находится выход из озера.

Плотина 4

Препятствие разделяет озеро Юляозеро и озеро Алозеро. Плотина хорошо заметна и слышна с воды. Имеет два лотка оба шириной 4-5 метров с сильным течением. Оба лотка проходимы. Просмотр по левому берегу.

Шивера 15

Расположена сразу после плотины, длина шиверы около 100 метров, просмотр желателен с левого берега. Препятствие мелкое и требует маневрирования (чтобы не сесть на мель). Ширина струи 20 метров. Расстояние до следующего порога около трех километров.

Неме-порог

Неме-порог – каскад из 5-ти шивер, разделенных небольшими участками реки, где можно сделать передышку. Категория сложности порога первая, просмотр не обязателен. Протяженность всего каскада – около километра, опасных мест нет. Через 300 метров после порога на правом скалистом берегу есть стоянка. После порога до озера Лежево берега заболоченные, стоянок нет. Расстояние до озера не менее 10 километров. Первая стоянка на правом берегу, не доходя одного километра до озера.

Озеро Лежево

Это самое крупное озеро на протяжении всего маршрута, оно вытянуто с юго-востока на северо-запад почти на 30 километров. В ветреную погоду на озере может подняться волна, при которой озеро будет сложно пересечь, а для надувных судов это будет вообще невозможно. Пересекать озеро можно двумя путями, в зависимости от имеющегося у вас времени. Можно выбрать кратчайший путь по диагонали к плотине №5. Плотина соединяет Лежево с озером Торозеро, которое соединяется с озером Пебозеро, которое в свою очередь выходит в озеро Воронье.

Этот вариант выбирается большинством групп, поскольку он на 20 километров короче, чем другой вариант. По второму варианту Лежево пересекается до самой его северной точки к истоку Средней Охты, которая, сделав большой крюк, втекает в озеро Воронье. В любом случае лучше воспользоваться картой, чтобы найти плотину или исток Охты. При входе в озеро на правом берегу есть сразу несколько стоянок расположенных на травянистом мысу, к сожалению, здесь много комаров. Хорошие стоянки есть в западном направлении озера на левом берегу, и одна по ходу движения, расположена на скальном мысе напротив заброшенной деревни Лежево.

Плотина 5

Плотина имеет один чистый лоток, шириной 4 метра и высотой перепада 1,5 метра. Это препятствие второй категории сложности, его следует просмотреть. Сразу после плотины продолжается быстрое течение с небольшими валами. В некоторых случаях течение после порога принимают за отдельное препятствие и называют его порогом Мельничный. Чуть ниже плотины есть небольшая и не очень удобная стоянка на левом берегу, но дальше до самого Пебозера стоянок нет. От плотины до Пебозера 6 километров.

Озеро Торосозеро

Это озеро вытянуто на пять километров и шириной около 300 метров, стоянок на нем нет.

Порог Тергепорог

Просмотр необязателен. Представляет собой искусственный лоток с бревенчатыми стенами. Ширина лотка в начале 5 - 6 метров, в конце 3 - 4 метра, течение очень быстрое. Длина лотка около 70 метров, перепад до трех метров. Через полкилометра быстрого течения следующее препятствие.

Порог Пебозерский

Просмотр желателен и более удобен с левого берега. Категория сложности вторая. Порог начинается быстрой струей, посередине которой, на повороте влево, река разделяется на два рукава. Левый рукав в виде лотка - с сильной струей, валами и камнем на выходе. Правая стенка лотка разрушена. Заход осложнен бревнами. Правый рукав очень мелкий. Общая длина порога около 70 метров. После порога начинается озеро Пебозеро. Сразу за порогом на правом берегу есть небольшая стоянка.

Озеро Пебозеро

На выходе в озеро на левом берегу есть несколько стоянок. Озеро соединяется несколькими протоками с озером Вороньим. На правом берегу озера расположена одноименная заброшенная деревня. Со стороны деревни можно разглядеть протоку к Вороньему озеру, сразу на выходе к которому, по обоим скалистым берегам расположены хорошие стоянки.

Озеро Воронье

Считается самым красивым озером на маршруте. Озеро изрезано скалистыми берегами, изобилует скальными островами с множеством стоянок. Один из островов является достопримечательностью – так называемый "Остров добрых духов" - музей туристического творчества под открытым небом. Здесь собрано свыше сотни скульптур и поделок из дерева. Обнаружить остров можно по сильно выдающемуся мысу со стороны материка, на конце которого есть хорошо заметный треугольный знак. На остров можно попасть, взяв курс 300 при выходе в озеро. В самой северной части озера продолжение реки с разрушенной плотиной.

Плотина 6

Осмотр по левому берегу. Категория сложности вторая. Дно плотины деревянное, возможно, с гвоздями, плотина имеет два стока. Ширина плотины около 15 метров. После плотины небольшая шивера. Через 700 метров ниже по течению небольшой порог.

Порог Тарашекорва или Олений

Просмотр необязателен. Порог в виде ровной наклонной плиты высотой около метра. После слива участок быстрого течения около ста метров. Через километр после порога начинается озеро.

Озеро Корнизозеро

Это узкое, длиной около семи километров озеро, на котором вообще нет стоянок. Берега его низкие и поросшие тросняком.

Препятствие 26

Это небольшая шивера сразу после озера. Её можно не просматривать. Сразу после нее виден остров, за которым начинается порог. На острове есть стоянка.

Порог Пичепорог

Пичепорог представляет собой длинную шиверу, состоящую из шести поворотов. Есть несколько прижимов и нависающих деревьев. Порог отчетливо читается с воды и его можно пройти без просмотра, но лучше сделать разведку на предмет заторов и завалов по правому берегу. Категория сложности первая. Перед порогом на правом берегу большая стоянка. Также есть стоянка за порогом, но уже хуже. Через три километра следующее препятствие – несложная шивера.

Препятствие 28

Просмотр необязателен. 1 километром ниже по течению порог Кожаный.

Порог Кожаный

Ориентир порога – завал на правом берегу. Река делает крутой поворот налево, потом направо. Длина порога около 100 метров, много камней. Желателен просмотр. Категория сложности вторая. При прохождении требуется маневрирование. На два километра ниже по течению следующее препятствие.

Порог Ойнегайне

Препятствие второй категории сложности. Просмотр с правого берега. Порог начинается мелкой шиверой и заканчивается бочкой. Бочка позволяет устраивать катания. Длина порога 400 метров. На правом берегу расположена поляна пригодная для стоянки, но хороших дров на ней нет. Ниже по течению вплоть до порога Кивиристи стоянки будут такого же типа – в смешанном лесу, и с малым количеством дров. До следующего порога два километра.

Порог Лоунапорог

Порог хорошо слышно с воды, просмотр по левому берегу, несмотря на кажущиеся преимущества правого. Перед порогом на правом берегу поляна, где можно разбить лагерь. Русло реки делится островом на два рукава. Препятствие представляет собой сильную шиверу длиной 400 метров, на выходе - узкое место. После порога на правом берегу аварийная стоянка.

Препятствия 32-34

Две небольшие шиверы, проходимые с воды. Почти сразу же, ниже по течению, расположен порог Хемег.

Порог Хемег

Этот порог несложно опознать с воды, как достаточно опасный. Струя сужается и резко уходит вправо. Левый берег скальными плитами смотрит в воду. Категория сложности порога вторая, просмотр по левому берегу. Длина порога 200 метров. Струя делает сначала крутой правый поворот, и потом резкий левый поворот почти на 90 градусов, потом следует плавный правый поворот, на выходе из которого, косой вал. Левый берег порога обрывистый. После первых двух поворотов струя проходит в узком каменном коридоре с сильным течением и валами, ширина русла 10 метров. И после небольшой шиверы русло делится на два рукава. На левом берегу оборудованная стоянка, но дров мало. После порога река образует разлив, за которым расположен порог Кивиристи.

Порог Кивиристи

Дословный перевод: Каменный крест. Считается самым сложным и красивым порогом на маршруте. Категория сложности четвертая. Просмотр и возможный обнос по левому берегу. Общая протяженность порога 400 метров. Порог состоит из трех частей.
Первая – несложная шивера длиной 50 метров, расположенная в скальном сужении. В самой шивере есть левое улово, в котором можно зачалиться, и после шиверы есть еще сто метров спокойного течения.
Вторая часть – слив водопадного типа, частично перегороженная каменными зубьями, идущими грядой от левого берега и до середины струи. Справа от зубьев - винтообразная струя, отбивающаяся от скалы. Под сливом пенная бочка.
Третья часть – представляет собой высокий каньон с сильным течением и небольшими бочками. Ширина каньона 10 метров. Высота стен от 4 до 20 метров, длина 250 метров. Каньон, делает один поворот налево, затем направо и выходит в обширный и мелкий разлив.
Прохождение порога затруднено плохими условиями страховки и длинным каньоном, куда унесет судно в случае переворота. Сама бочка не очень удобно страхуется, выпавший в нее гребец может долгое время находиться под водой. На пороге были смертельные случаи. Через 50 метров после окончания препятствия на правом берегу хорошая стоянка. Следующий порог находится на расстоянии двух километров ниже по течению.

Порог Белый

Представляет собой мощную шиверу длиной 250 метров. На выходе, посередине русла, большой камень. Просмотр не обязателен.

Порог Темный или Черный

Мощная шивера, со сливом высотой 0,8 метра, на выходе справа камень. Просмотр желателен. Категория сложности вторая. До следующего порога 1 километр.

Порог Печкапорог

Ориентир порога - огромная глыба в правой части реки на правом повороте. Увидев эту глыбу, следует зачалиться, не доходя до неё 50 метров, и просмотреть порог. Просмотр и страховка с правого берега. Порог образован сужением реки, и небольшим каменным островом, который разделяет реку на два рукава, левый рукав каменистый и мелкий. Русло правого перегорожено подводными камнями, в двух местах между камнями образованы сливы высотой до полутора метров. После сливов порог продолжается мощной шиверой, длинной 500 метров.

Порог Петрушка

Несложная шивера с поворотом налево, есть небольшой правый прижим. На выходе из шиверы много камней. Категория сложности первая, просмотр не обязателен. За порогом следуют еще две простые шиверы.

Препятствия 36-41

Серия простых шивер и перекатов, не требующих просмотра, в шиверах много камней и есть валы до одного метра. Последняя серия шивер представляет собой разрушенный мост. У предпоследней шиверы на правом берегу хорошая стоянка. Это последняя стоянка до порога Тютерин.

Порог Тютерин

Ориентир порога - ровная поляна на левом берегу. Просмотр и возможный обнос по левому берегу. Категория сложности третья. В пороге часто образованы завалы на камнях, торчащих из воды, что усложняет проход. Дно образовано поперечными плитами, высота слива 2,5 метра. На выходе из слива бочки и валы. Порог продолжается 50-ти метровой шиверой. На левом берегу есть небольшая стоянка, но дров мало. До следующего порога 4 километра плеса.

Порог Курна

Длинная узкая шивера с сильным течением. Длина порога 150 метров. Просмотр с правого берега. Категория сложности вторая. Заход шириной 4 метра, дальше извилистая струя бьет в камни левого и затем правого берегов. После порога километровый плес. На правом берегу хорошая стоянка.

Порог Охтапорог

Ориентиром входа в порог служит поляна на правом берегу, с воды хорошо видно перегороженное русло. Просмотр и возможный обнос по правому берегу. Лучше просмотреть порог полностью. Категория сложности третья. Заход в порог у левого берега через слив высотой 1 метр. Порог продолжается сильной струей с различными валами до 1,5 метров. В русле много камней. Протяженность порога 450 метров. В начале и в конце порога на правом берегу есть стоянки. От порога до впадения Охты в Кемь 4 километра, и оттуда до выброски – 2 километра. Это последний порог на маршруте.

Материалы подготовлены Константином Волковым.
Все тексты и фотографии принадлежат автору,
при тиражировании ссылка на источник обязательна.
© Сплавные реки Карелии, 2003 год.
E-mail: azazello@interso.ru

Новый
туристский портал

Перейти