г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Путешествие в Приладожье с работами Николая Рериха

Рерихи впервые приехали в г. Сортавала в декабре 1916 года, и карельский период стал одним из переломных и определяющих в их судьбе. Из Карелии начался большой Путь Рерихов по странам мира с великой миссией Культуры…

Сразу по приезде из столицы Рерихи поселились здесь, в бывшей гостинице Сеурахуоне. "Официально" мы долгое время говорили, что Рерих приехал в Карелию по настоянию врачей из-за болезни легких, Конечно, это сыграло свою роль, но вот как описывает в своих воспоминаниях их приезд в Сортавалу сам Николай Константинович (эссе "Финляндия"): "Подошло Рождество, прошли школьные экзамены, Е.И. (жена художника Елена Ивановна) решила на праздники ехать в Финляндию. Все гостиницы оказались заняты, хорошо, что Ауэр надоумил ехать в незнакомый нам Сердоболь (Сортавалу) на севере Ладоги. Решили, поехали - конечно, бабушки и тетушки считали такую морозную поездку сумасшествием. Было 25 градусов мороза по Реомюру. Вагон оказался нетопленным - испортились трубы. Все же доехали отлично. Сейрахуоне (Сеурахуоне), гостиница в Сортавала, оказалась совсем пустой. Ладога с бесчисленными скалистыми островами - очаровательна".

Залив Юхинлахти

В начале 1917 года Рерихи вернулись в Петроград - детям надо было учиться. Но в середине мая 1917 года семья возвращается в Сортавалу. Еще в декабре они договорились о том, чтобы снять на летнее время дачу на берегу залива Юхинлахти (фин. - залив Единения или Соединяющий), в загородном имении ректора сортавальской семинарии Оскара Реландера. На территории усадьбы находился жилой дом с видом на залив и хозяйственные постройки, которые окружал красивый яблоневый сад. Сам О.Реландер с семьей жил тогда в городе, в здании семинарии. Рерихи не раз встречались с Реландерами, и сын его - врач Тауно Реландер писал в своих воспоминаниях: "Академик Рерих перед отъездом подарил моим родителям один очень красивый пейзаж, написанный на веранде в Юхинлахти".

Именно здесь, 17 июля 1917 года художник написал в Петроград своему другу, известному критику Александру Бенуа "Помни, что я живу на Юхинлахти, а в переводе - на заливе Единения. Само местожительство говорит о том, чтобы спасти культуру, спасти сердце народа... неужели опять вернуться к культурному безразличию? Неужели можно думать о свободной жизни без знания, без радости искусства?.. Надо сложиться всеми силами за культуру и искусство. Какое бы отношение мы ни встретили, мы должны  друг другу сказать, что поклянемся защищать наше дело, ради которого мы вообще существуем" Здесь же Н.К.Рерих напишет статью "Единство", в которой выразит свои мысли и переживания о событиях, происходящих в России.

Все лето 1917 года семья Рерихов провела в этом месте. Николай Константинович много работал Рядом с домом им были написаны полотна "Юхиниеми" (мыс на другом берегу залива). "Туманное утро" и "Юхинлахти" - виды на противополжный берег. (Картина "Юхинлахти" была подарена Оскару Реландеру и находится в Финляндии).

До наших дней имение не сохранилось: остались лишь несколько разрушенных фундаментов. Значительно пострадал и сад усадьбы - можно рассмотреть лишь фрагменты пихтовой и кленовой аллей, растут несколько кедров и яблонь, сохранился колодец. (Тем не менее, стараниями Культурного центра "Валаам" это место объявлено памятным и внесено в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" . (от 3 июня 1996 года).

Из Сортавалы Н.К.Рерих писал много писем в Петроград художнику Бенуа и в одном из них упоминается имя Рамакришны. Вот что написал тогда Николай Константинович: "Удалось прочесть и несколько нужных книг. Когда будешь в тишине - советую тебе прочесть. Особенно нужно "Провозвестие Рамакришны" Очень серьезное, а главное, близкое человечеству учение".

Таруниеми. Дача доктора Винтера.
В восьми километрах от г. Сортавала расположен живописнейший уголок Северного Приладожья - ботанический заказник (100 га) с уникальным дендропарком. Здесь, на мысе Таруниеми (Сказочный мыс) находится памятник истории и культуры Карелии "Дача доктора Винтера». Его не раз посещали Рерихи, когда жили неподалеку в имении Реландеров на Юхинлахти (Винтер был родственником Реландеров). Можно представить себе, что знакомство с великолепным дендропарком Винтера повлияло на младшего сына Рерихов, Святослава, который с детских лет увлекался растениями и ботаникой, а впоследствии, живя в Индии, в Бангалоре имел великолепный сад с ценными южными растениями.
 
Остров Валаам
Дача доктора Винтера расположена на берегу Ладоги, возле фарватера, по которому из Сортавалы на о. Валаам идет весь водный транспорт. В солнечную погоду, с некоторых отдаленных точек территории Дачи Винтера, виден сияющий Крест на колокольне Спасо-Преображенского Собора Валаамского монастыря. Рерихи, разумеется, бывали на Валааме, и не раз. Известна картина Н.К.Рериха "Святой остров", которая находится ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге. Вероятно Рерих рисовал его с одной из удаленных точек - по дороге от Игуменского кладбища на север. Предания связывают Святой остров с местом духовных подвигов святого Александра Свирского (1448-1553), который жил на острове в небольшой пещере. В 1930-х годах Н.К.Рерих вспоминал в своих "Листах дневника": "В 1917-1918 м - Карелия, Сердоболь, Валаам, со всеми его островами. Святой остров! Владыко Антоний".

Картина "Святой остров" была написана в 1917 году. На ней крупным планом изображен остров и подплывающая к нему лодка с двумя святыми старцами. Можно предположить, что художник изобразил основателей Валаамского монастыря - святых Сергия и Германа. И сюжет этот не случаен, так как теперь имеются подтверждения финской легенды о том, что пришедшие на Валаам монахи первоначально жили на соседнем острове, так как сам остров Валаам занимали местные жители. А именно - в 1991 году, в отделе рукописей Государственной библиотеки им. Ленина, московская исследовательница Наталия Охотина обнаружила рукопись ХУ1 века, в которой повествуется об изначальном выборе монахами именно святого острова, а уже затем Валаама.

Семья Рерихов несколько раз посещала Валаам. В своем очерке "Финляндия" Н.К.Рерих писал: "Лето 1918-го - на острове Тулола среди разнообразных шхер ладожских Поездка на Валаам. "Святой остров" (кажется, он теперь в Русском музее). Россияне мало знали Ладогу!".

Озеро Хюмпеля
Недалеко от города (4 километра) возле поселка Хюмпеля, расположенного на берегу озера Хюмпеля, Н.К.Рерих написал картины "Озеро Хюмпеля", "Карельский пейзаж" (озеро Хюмпеля) и несколько этюдов, которые находятся ныне в частных коллекциях.
 
Дом Генеца
Из Юхинлахти, в конце сентября 1917 года, семья Рерихов переехала в Сортавалу, в дом Арвида Торстена Генеца, биолога и лектора Учительской семинарии (дом находился на пересечении улиц Сариоланкату и Техтааекату - ныне улицы Советских космонавтов и Заводская). До наших дней дом не сохранился. Здание было расположено на берегу залива Вакколахти, из окон его хорошо просматривался противоположный берег с городской пристанью.

Осенью болезнь художника обострилась и отвлекла его от работы. В новом письме к Александру Бенуа (от 7 октября) художник жаловался: "...мои легкие опять загнали меня в Сердоболь. Когда выпустят меня отсюда - не знаю". Спустя три дня, 10 октября, художник почти слово в слово повторяет свои сетования на болезнь и плохое настроение в письме к искусствоведу А.П.Иванову: "Живу в Сердоболе, больной - опять ползучее воспаление. Когда пройдет - Бог знает. Дождь бьет в окна. Передо мной страницы Кнута Гамсуна с его маленькой культурой. Та же пароходная пристань, те же интересы малого городка. Дороговизна убивает все... Как и все Россияне, живем, проживаем запасы, вернее, проедаем, а что впереди?"

Но с окончанием дождей и приходом зимы художник вновь возвращается к напряженной работе. Так, 5-го декабря Н.К.Рерих сообщает Бенуа: "Когда проклятая температура и боли не выводят из строя - я работаю. Несколько вещей удалось... Зимой здесь хорошо - воздух кристальный». Именно в тишине Сортавалы книги по индийской философии, религии, культуре были глубоко восприняты Рерихами и послужили толчком для определения ими дальнейшего духовного Пути. В своих Гималайских дневниках (1939 год) Рерих благодарит "Снега 1916-1917 гг." - "они переломили отвратительную пневмонию. Морозно было в Сердоболе и на ладожских островах. Полыхало северное сияние, и звенел и благоухал снежный воздух. Не раз в Гималаях вспоминали мы эти снежные сияния".

В доме Генеца, где семья Рерихов жила с осени 1917 по лето 1918 года, художник создает сюиты "Карелия" и "Героика", она в некотором смысле программная, она составлена из семи картин: "Клад захороненный", "Зелье нойды", "Приказ", "Священные огни", "Ждут", "Конец великанов", "Победители клада". Здесь же Н.К.Рерихом написана пьеса "Милосердие" - единственная, дошедшая до наших дней (другие пьесы утеряны). В пьесе "Милосердие" Рерих реализует идею синтетического театра - "всенародного искусства", назвав ее "наивным народным действом", а в письме к Бенуа он называет свою пьесу мистерией. Художник хотел, чтобы пьеса-мистерия была положена на музыку. Он пишет Бенуа: " ... написал мистерию "Милосердие" - хорошо бы найти композитора...", Рерих говорил, что музыка придает драме "грандиозный стиль". Пьеса заканчивается вольным переводом стихотворения Рабиндраната Тагора (с которым Рерихам вскоре суждено будет встретиться в Лондоне): - "Где души бестрепетны" (1901 г.)

Залив Кирьявалахти, Дом композиторов, Остров Карнесаари
Среди этюдов и картин Н.К.Рериха есть зарисовки, сделанные на острове Каарнесаари и заливе Кирьвалахти. В одном из своих писем .С.Н.Рерих вспоминал :" Из Юхинлахти часто ездили по шхерам, особенно нравился Николаю Константиновичу Карнесаари, и он там писал несколько этюдов и воспользовался скалами для картины "Столпник"... На север от острова Тулолансаари были причудливые заливы Кирьявалахти, куда мы ездили на катерах".

Главной достопримечательностью Кирьявалахти является, выполненная из природного камня, усадьба Рантала. В настоящее время в этом здании находится Дом творчества композиторов России. Сюда, начиная с 70-х годов, периодически летом приезжал работать ученик Н.К.Рериха - Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий,(1905-1993 гг.), известный московский художник. В Карелии, в г. Сортавала его выставка прошла впервые в 1977 году.

Остров Карнесаари, который так полюбился Н.К.Рериху, характеризуется в финских путеводителях как одно из самых могущественных скалистых образований на северном побережье Ладожского озера. К таинственным скальным разломам ведет пролив Паролансалми, разделяющий острова Каарнесаари и Орьятсаари и открывающий впереди перспективу открытой Ладоги. Эти удивительные по красоте места предлагались туристам в финских путеводителях в качестве ладожских достопримечательностей (до 1940 года).

Остров Тулолансаари
Весной 1918 года семья Рерихов перехала из дома Генеца в имение купца Баринова на остров Тулолансаари. Поселившись на острове, Н.К.Рерих посылает свое первое сортавальское письмо известному финскому живописцу Аксели Галлен-Каллела: "Мы часто думаем о тебе, потому что вот уже больше года, как мы в Финляндии. Зима застала нас в Сортавала... Теперь мы живем в Тулолансаари, это час езды от Сортавалы на пароме. Я много работаю, природа этих мест мне бесконечно нравится. Мы были бы очень счастливы, если бы ты приехал провести у нас несколько дней. Я бы так хотел показать тебе последние работы..." Есть у Н.К.Рериха стихотворение "Увидишь", написанное им на острове Тулола в 1918 году.

"Что лицо мое греет?
Светит солнце, теплом наш сад наполняет.

Что там шумит?
Море шумит. Хотя за скалистой горою его и не видно.

Откуда аромат миндаля?
Черемуха вся распустилась. Белым цветом залиты
Деревья. Все разноцветно сверкает.

Что перед нами?
Ты стоишь на пригорке. Перед нами спускается сад.
За лугом синеет залив. На той стороне холмы и
леса. Темнеют сосновые горы. Очертанья уходят
в даль голубую.

Когда я увижу все это?

Завтра увидишь"

Много лет спустя - все так же разноцветен луг, за которым синеет залив, все так же темнеют сосновые горы и уходят очертания причудливых берегов "в даль голубую". За скалистой горою шумит "море" - так издавна называют местные жители открытую Ладогу. И видны с небольшого пригорка остатки старого сада - престарелые яблони, среди густого цветистого луга...

В доме Баринова Рерихи прожили до конца сентября 1918 года.(сохранились рисунки комнат этого дома, сделанные старшим сыном, Юрием Рерихом ). Здесь Н.К.Рерихом были написаны такие его известные картины, как "Всадник заката", "Всадник утра", "Всадник ночи", "Зов", "Могила великана" и др., а также, во многом биографичная, повесть "Пламя". Весной 1919 года началась новая страница жизни автора повести. Закончился сортавальский период, Рерихи покинули Финляндию и уехали, через Скандинавию, в Лондон, затем на два года в Америку, оттуда -в Индию…

9 мая 1989 года, еще до прихода на остров монастыря, по инициативе Культурного центра "Валаам" в Валаамском Доме культуры было поднято рериховское Знамя Мира - так открылся кабинет Н.К.Рериха, где в центре экспозиции развевалось большое полотнище из белого шелка с тремя красными кругами - символами Прошлого, Настоящего и Будущего, объединенными Единым кругом Вечности. Идея Знамени Мира принадлежит Н.К.Рериху. По его идее это Знамя должно развеваться во всем мире, над наиболее важными объектами человеческой культуры, предохраняя и защищая их как от разрушения во время войны, так и от вандализма и небрежного отношения в мирное время. В 1980-х годах значение Знамени Мира расширилось, как это и предвидел художник. Оно стало также символом уважения к творческому Духу человека в его Служении Жизни на нашей Планете.

Знаменательно, что всего за три дня до этого, участники российской полярной экспедиции, прошедшие тысячи километров пути, развернули Знамя Мира на Северном полюсе, в этом резервуаре солнечной и космической энергии Земли (участники этих двух акций ничего не знали друг о друге). Это произошло 6 мая 1989 года. Развернутое на Северном полюсе, в этой точке начала начал, Знамя Мира как бы покрыло собой весь земной шар. Участники полярной экспедиции объявили Знамя Мира экологическим символом защиты планеты Земля от надвигающихся катаклизмов.

В 30 августа 1992 года, в год 600-летия Памяти Пр. Сергия Радонежского - духовного водителя семьи Рерихов, Центром на Юхинлахти был привезен с острова Валаам и установлен участниками Международной конференции Всемирного Храма Света "Преображение" Памятный Крест Преподобному, изготовленный мастером Андреем Даниловым. Крест сделан из лиственницы. вручную, топором, вблизи стен Спасо-Преображенского монастыря. Спустя два года неподалеку, на красивой скалистой возвышенности была возведена и Часовня Преподбного Сергия - как символ возрождения духовного подвига в России.

 По материалам Т.Л.Шевелевой ,(Культурный центр "Валаам", г.Сортавала)

Материалы о пребывании семьи Рерихов в Северном Приладожье можно также посмотреть здесь

Новый
туристский портал

Перейти