ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Дорогие гости и жители республики! Предлагаем Вашему вниманию однодвневные программы по Карелии. Уверены, каждый из Вас сможет подобрать себе маршрут по душе и настроению!

Информационный туристский центр Карелии имеет два "места жительства" в Петрозаводске - теперь мы находимся по адресам проспект К.Марка, 14 и пл. Гагарина, 1 (фойе гостиницы Park Inn, левая сторона). Будем рады встрече с туристами!
По результатам голосования будут выбраны 3 лидирующих концепции, из которых экспертное жюри выберет финалиста. Презентация нового бренда России состоится в День туризма 27 сентября.
Приглашаем Вас принять участие в опросе о необходимости регулярного железнодорожного пассажирского сообщения по маршруту Петрозаводск – Йоэнсуу
У вас есть возможность познакомиться с секретами плотницкого мастерства, или тайнами «шитья» скороходных лодок-кижанок, самому спрясти нить, соткать пояс, сделать куклу-оберег или услышать старинный обрядовые песни Заонежья.
Одновременно в нескольких местах бурые медведи появились рядом с жителями в Прионежском и Кондопожском районах.

Река Шуя Беломорская

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Небольшая река Северная Шуя или Беломорская Шуя расположена в Средней Карелии. Вытекает из оз. Шуезеро и через 85 км впадает в Шуерецкую губу Белого моря. Нижняя половина водосборного бассейна представляет собой часть сильно заболоченной Прибеломорской низменности, на которой леса встречаются в виде островов и прибрежных полос, а верхняя - моренно-всхолмленную равнину с небольшими перепадами высот. В верховьях река проходит через 4 небольших озера.

Это небольшая и недлинная речка. Вероятно, именно из-за небольшой протяженности она сильно отличается от остальных карельских рек, таких, как расположенные рядом с ней Охта, Кемь или Тунгуда. Не петляя по озерам и болотам, она почти сразу же начинает падать с восточного склона Тунгудской возвышенности с достаточно большим уклоном. В то же время она не успевает набрать большое количество воды, и поэтому не разработала свое русло так сильно, как, например, Нижняя Охта.

Несмотря на равнинный характер рельефа, в русле реки насчитывается 46 больших и малых порогов и перекатов. Наибольшую опасность для прохождения байдарок представляют пороги Московский в средней части реки и Большой Падун - в нижней. Берега преимущественно каменистые, нередко заболоченные. Тем не менее, Шуя представляет немалый интерес для водных туристов.

В реке водятся 19 видов рыб, включая семгу, кумжу, сига, ряпушку, хариуса и др.

Главным достоинством реки является большой перепад высот между истоком реки и уровнем моря, за 120 километровый участок река падает с высоты 105 метров.

Недостатком реки является то, что идти на нее можно только в период паводка с мая по июнь. В другое время, когда воды мало, Шуя пересыхает, и становится совершенно неинтересной для сплава.

В качестве средств сплава можно использовать любые суда, но так как характер реки больше подходит для спортивных походов, то реку интереснее проходить на каяках и каноэ. Категория сложности третья. С учетом большого количества порогов шиверистого типа, практически постоянного течения и малого числа плесов река идеально подходит в качестве весенней тренировки перед сплавным сезоном. Русло реки неширокое, в среднем около 10 метров, характер порогов различный – есть как узкие шиверы с петляющим руслом, так и локальные пороги с резким перепадом. Непроходимых препятствий на реке нет. Крупных озер на реке тоже нет за исключением Шуезера, с которого начинается маршрут. Река проходит вдали от населенной местности и только в одном месте пересекает крупную автотрассу.

Возможные маршруты

Маршрутов на реке по типу заброски два. Оба маршрута следует планировать так, чтобы закончить сплав в нечетный день, так как поезд от станции ходит только по нечетным дням.

1. Самый длинный начинается из озера Шуезеро. Он захватывает всю реку от истока из озера и до притока в Белое море на станции Шуерецкое. На прохождение этого маршрута требуется 6 ходовых дней.

2. Этот маршрут более короткий, он минует верховья реки, но теряет от этого немного, так как основные пороги Шуи не остаются без внимания. Начинается маршрут от моста через реку, по которому проходит трасса М-18 Петрозаводск-Мурманск, а заканчивается на станции Шуерецкое. На прохождение этого маршрута требуется от 3 ходовых дней.

Заброска/Выброска

Вне зависимости от выбора маршрута первоначально поездом нужно добраться до станции Сосновец или Беломорск. Беломорск является небольшим городом, и найти частную машину, которая довезет до точки начала маршрута, там будет легче. Сосновец на 30 километров ближе к заброске и найти там машину тоже возможно. Чтобы добраться до Беломорска подойдет любой поезд направлением Петрозаводск-Мурманск.

На маршрут #1 нужно заказывать машину до деревни Лехта (расположена на берегу Шуезера), ехать нужно в сторону трассы М-18 потом до посёлка Пушной и дальше до Лехты. Всего 57 километров от Беломорска.

На маршрут #2 добираться дальше. Сначала нужно также добраться до трассы М-18, потом в мурманском направлении до моста через реку. Все расстояние - 68 километров от Беломорска.

Выброска от станции Шуерецкое гораздо проще, от станции ходит поезд Петрозаводского и Мурманского направления, но только по нечетным дням.

Препятствия реки

Озеро Шуезеро

С этого озера начинается маршрут #1. Собирать суда и готовиться к сплаву лучше на небольшой поляне, не доезжая 200 метров до деревни Лехта. Курс по озеру до истока реки северный. На озере много островов, но мест пригодных для стоянки нет. До ближайшей стоянки придется грести до реки. Исток реки является узким продолжением озера. В истоке есть сухие места пригодные для ночевки. Далее до Кипозеро стоянок нет. Через три километра после истока река разливается в озеровидный плес, далее следует заболоченный участок, где ширина русла сужается до 1 метра, по окончанию которого река выходит к остаткам разрушенного моста.

Мост

Мост непроходим по воде, обнос по правому берегу. За мостом два простых препятствия в виде перекатов.

#1,2 Перекаты.

Просмотр не требуется. Через 6 километров следующий деревянный мост и после него километровая протока до Кузькозеро.

Озеро Кузькозеро

Протяженность пересекаемого отрезка 2 километра. Выдающийся в озеро остров лучше обогнуть справа. Через 4 километра ниже по течению еще один мост и под ним порог.

#3 Порог

Порог начинается до моста, проход моста возможен слева, но место очень узкое, а струя сильная. По большой воде лучше не рисковать и сделать проводку судов. После моста короткий участок течения с валами. Через 4 километра приток в Кипозеро.

Озеро Кипозеро

В озере есть стоянка на главном острове. Выход из озера в юго-восточном заливе через километр от острова. В протоке между озерами шивера.

#4 Шивера

Препятствие представляет собой мелкий порог длинной 200 метров, заваленный бревнами.

#5,6,7 Шивера

Серия из трех коротких шивер. Просмотр не требуется. Через 400 метров порог.

#8 Порог Бутылочное горлышко

Категория сложности 3. Просмотр желателен по правому берегу. Длина 50 метров. В русле реки слив высотой 1 метр. Выход вдоль скалы с прижимом влево. Перед шиверой на обоих берегах хорошие стоянки. В конце порога еще один мелкий слив с торчащим камнем. Через 500 метров серия простых порогов.

#9,10,11,12,13 Пороги

Просмотр необязателен. Русло мелкое с множеством камней. Через километр по обоим берегам красивые скалы, далее через 3 километра порог Тёмный.

#14 Порог Тёмный

Просмотр необязателен. Русло мелкое, с камнями, можно сесть на мель. За порогом еще два переката.

#15,16,17 Перекаты

Просмотр необязателен. Сразу за последним - порог Софринский.

#18 Порог Софринский

Категория сложности третья. Просмотр желателен по правому берегу. Порог состоит из трех последовательных сливов по 0,5 метра высотой каждый. Через 100 метров порог Змея.

#19 Порог Змея

Просмотр необязателен, русло узкое с камнями. После порога серия шивер.

#20,21,22 Шиверы

Просмотр не требуется. Следующий порог «Чайник».

#23 Порог Чайник

Категория сложности третья, протяженность 80 метров. Осмотр желателен по левому берегу. Начинается за левым поворотом реки. В начале большой косой слив на сужении русла, затем русло шиверистого типа. Хорошая стоянка на левом берегу. Через 500 метров река разливается на несколько проток, и далее порог Белая Лошадь.

#24 Порог Белая Лошадь

Категория сложности третья. Просмотр желателен, возможен с обоих берегов. Длина 300 метров. Перепад высоты 7 метров. Русло реки проходит в неглубоком каменном каньоне. На входе - два последовательно расположенных слива, на выходе - шиверы, русло петляет, в средней части прижим к правому берегу. На пороге есть стоянки, удобен обнос порога. Далее от порога 1 километр плеса до моста через реку, по которому проходит трасса М-18.

Мост трассы М-18

С этого места начинается маршрут 2. За мостом 3 километра плеса и далее длинная серия шивер и перекатов.

#25-40 Шиверы

Просмотр не требуется, протяженность от 25 до 100 метров.

#41 Порог Директор

Ориентиром начала порога служит скальная плита посредине русла. По берегу проходит брод автодороги. На правом берегу два вагончика. В русле порога двойной слив высотой 1 метр. Желателен просмотр с левого берега. После порога плес 4 километра и за ним перекат.

#42 Перекат

Просмотр не требуется. Через 300 метров порог Слива.

#43 Порог Слива

Осмотр желателен по правому берегу. Категория сложности третья. Общий перепад воды более метра. Начинается с разрушенной плотины, заканчивается шиверой. На правом берегу есть средняя стоянка. За порогом шивера.

#44 Шивера

Просмотр не требуется, протяженность 200 метров. Категория сложности первая. Ближе к концу шиверы течение усиливается. Далее простая шивера.

#45 Шивера

Просмотр не требуется, русло извилистое. Далее следует порог Банзай.

#46 Порог Банзай

Категория сложности третья. Желательный просмотр с левого берега. Русло проходит в неглубоком каньоне. На заходе в порог два слива, на выходе струя бьет в выступ правого берега. В русле сильный напор воды. Далее порог Сосновый.

#47 Порог Сосновый

Для осмотра порога лучше причалить к острову. Категория сложности третья, протяженность 50 метров, перепад 4 метра. Обнос возможен по правому берегу. На этом же берегу хорошая стоянка. Далее следует две простые шиверы.

#48,49 Шиверы

Просмотр не требуется. За шиверами плес 6 километров, после которого порог Московский.

#50 Порог Московский

Осмотр обязателен по левому берегу. Категория сложности третья. При необходимости - обнос по левому берегу. Порог начинается 2-х метровым падуном, после которого идет 400 метровая шивера. На левом берегу стоянка. После порога километровый плес и потом шивера.

#51 Шивера

Просмотр не требуется. После шиверы полтора километра плеса и порог Предбанник.

#52 Порог Предбанник

Осмотр желателен, возможен по левому скалистому берегу. Категория сложности третья, протяженность 200 метров. Русло реки - извилистая шивера с большим количеством обливных камней. В начале порога несколько сливов. За порогом 300 метров плеса и далее Пулопорог.

#53 Порог Пулопорог

Самый интересный на реке порог. Обязательный осмотр слева. Категория сложности третья. Перед порогом река разливается на две протоки: левая сваливается водопадом высотой 2,5 метра, правая узкая проходима только для каяков. Порог удобно страхуется с берега и с воды, на нем можно устраивать катания, и хорошо фотографировать. На левом берегу есть стоянка, но дров практически нет.

#54 Шивера

Просмотр не требуется, длина 100 метров. На входе - сужение реки и камень в центре русла, сильная струя. За шиверой плес протяженностью 8 километров, за которым левый проток реки Олонга.

Приток реки Олонга

После притока русло реки становится шире в два раза. Через 880 метров ниже по течению порог Большой Падун.

#55 Порог Большой Падун

Осмотр обязателен. Категория сложности третья. Порог плохо страхуется с берегов и воды, по причине широкого русла и сильного течения. Для прохождения порога требуется маневрирование от берега к берегу. В русле несколько бочек способных перевернуть катамаран. При необходимости обнос по правому берегу. Через полтора километра простой порог.

#56 Порог Зиг-Заг

Категория сложности третья, протяженность 150 метров. Желательный осмотр по левому берегу, возможный обнос по правому. Вход в порог шиверистый, за ним слив высотой 0,7 метра, потом резкий правый поворот в скальном сужении и шивера 100 метров. На левом берегу есть хорошая стоянка для ночевки, но если сниматься с маршрута в тот же день, то придется вставать на другом берегу, где стоянка не так удобна. От порога до станции Шуерецкое 6 километров. Далее следуют шиверы.

#57-62 Шиверы

Просмотр не требуется. Длина всего участка с шиверами 4 километра. Далее через реку перекинут железнодорожный мост.

Мост

От Моста до деревни Шуерецкое еще 4 километра по воде. На этом участке по левому берегу будет сначала заброшенный поселок, пройдя поселок, можно причалить у насыпи рядом с деревянными быками разрушенного моста. Ориентир этого места два деревянных дома на высоком правом берегу. Отсюда до станции 2 километра. Место не очень удобное для сборов, но зато самое близкое к станции.

Материалы подготовлены Константином Волковым.
Все тексты и фотографии принадлежат автору,
при тиражировании ссылка на источник обязательна.
© Сплавные реки Карелии, 2003 год.
E-mail: azazello@interso.ru