ЭТО ИНТЕРЕСНО!
25-26 августа Фальк Тишендорф совершит заплыв по Ладожскому озеру в Сортавальском и Питкярантском районах
Всех любителей рыбалки и активного отдыха приглашают 11-12 августа 2017 года в город Сортавала на международный Фестиваль рыбной ловли «Ладожские шхеры».

Дорогие гости и жители республики! Предлагаем Вашему вниманию однодвневные программы по Карелии. Уверены, каждый из Вас сможет подобрать себе маршрут по душе и настроению!

Информационный туристский центр Карелии имеет два "места жительства" в Петрозаводске - теперь мы находимся по адресам проспект К.Марка, 14 и пл. Гагарина, 1 (фойе гостиницы Park Inn, левая сторона). Будем рады встрече с туристами!
В вотчине карельского деда мороза Талви Укко в конце июня состоялась конференция, на которой встретились сказочные герои со всей России. Карелию посетили главный Российский Дед Мороз, Костромская Снегурочка, сударыня Белозерская, Кыш Бабай из Татарстана, эрмиты из Санкт-Петербурга и Добродеевич январский из Соснового Бора.

Водлозерье

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
i7309-top_icon-original.jpg

 Водлозерье – это особая территория, входящая в состав современного Пудожского района, до 1927 года – Пудожского уезда. Под Водлозерьем во все времена подразумевалась территория северно-восточного Обонежья, прилегающая к озеру Водлозеру - одному из четырех наиболее крупных водоемов южной Карелии. Восточной границей края был естественный водораздел между Водлозером и Онежским озером. Границы с юга и севера определяются как окраинные ареалы расселения русских, считавших себя «водлозерами», обитателями именно Водлозерья, а не какой-либо иной историко-культурной провинции.

Территория Водлозерья начала осваиваться человеком еще с середины VI до н.э. На территории Водлозерья обнаружено более 100 археологических памятников эпохи среднего каменного века или мезолита. На Водлозере к той эпохе относятся возникновение названий Вама, Водла, Водлозеро, Тонда, Келка, Охтома и некоторые другие, интерпретировать которые невозможно ни из одного ныне существующих языков. На начальном этапе на территории Водлозерья, расселились представители древней «прибалтийско-финско-саамской» языковой общности». Проникновение в 12-13 веках новгородских переселенцев и строительство первых православных храмов способствовало закреплению такого деления в виде погостов.
 
Из писцовой книги (1563 год) А.Лихачева и Л.Добрынина известно, что “в Водлозерском же погосте царева великого князя волостка Микитинская Грузова”, в которой было “и всех деревень жывущих и пустых и старых починков и с вопчими 40, а дворов 42, а людей 29 ч., а обеж жывущих и пустых 36 бес трети, сошного писма 12 сох бес трети обжы, и в тех пусто 13 обеж бес пол-трети, а з 23-х обеж бес пол-трети за доход волостелин платят оброку 20 рублев и 18 алтын и 2 ден.; с обжы по 30 алтын”. В том же “в Водлозерском же погосте” имелась “царева великого князя волостка Оксиньинская Микитины жены Есипова”, в которой насчитывалось “и всех деревень жывущих и пустых и с припускными и с старыми починки 15, а дворов 14, а людей 14 ч., а обеж 12 бес пол-трети, а сох 4 бес пол-трети обжы; и в тех пусто 3 обжы, а з 9 обеж бес пол-трети оброку платят за волостелин корм 7 рублев и 30 алтын и 10 ден.”. “В Водлозерском же погосте” были еще “царевы великого князя деревни Федоровские Малого Худякова Григорьева сына… И всего 5 деревень, а дворов жывущих и пустых 5, а людей 5 ч., а обеж пол-5, сохи пол-2; и в тех пусто 2 обжы бес трети, а с 3-х обеж бес пол-трети за волостелин корм оброку платят 2 рубля и 17 алтын и 2 ден.”. В-четвертых, была “в Водлоозерском же погосте царева великого князя волостка Настасьинская Ивановы жены Григорьева. … И всего деревень жывущих и пустых и с вопчими и с починки 20, а дворов 22, а людей 25 ч., а обеж пол-17, а сохи пол-6; и в тех пусто пол-4 обжы, а с 13 обеж за волостелин корм платят 11 рублев и 23 алтын и 2 ден.”]. К Водлозерскому погосту-округу относились “царевы великого князя деревни Ивановские Немирова. … И всего с вопчими 4 деревни, а дворов 4, а людей 3 ч., а обжы 2 с пол-третью, соха бес трети да пол-трети обжы; и в тех пусто треть обжы, а з 2 обеж бес пол-трети оброку платят за волостелин корм рубль и 21 алтын и 4 ден.”. Наконец, “в Водлоозерском же погосте” была еще “царева великого князя деревня, что была Марфинская Исаковы, на Вар-селге… И всего 1 деревня, 3 дворы, 4 ч., а обжы 2, соха бес трети. А оброку платят за волостелин корм рубль и 30 алтын без гривны”.
 
В 1582-1583 годах писцом Андреем Васильевичем Плещеевым была составлена писцовая книга «Обонежской пятины Заонежской половины”, согласно которой как и ранее, в Пудожском крае существовал “погост Рождественский на Водлозере, но есть еще другой погост - Ильинский-Водлозерский на с[еверо]-восточной оконечности оз. Водло). Здесь надобно разуметь - первый, по списку населенных мест показаны оба: Предтеченский в 55 вер[стах] и Ильинский в 75 вер[стах] от Пудожа. При нем считались черныя волости и деревни Царя и Великаго Князя” [А в упомянутых погостах имелось: в погосте Рождественском на Водлозере - 24 деревни жилых и 13 деревень пустых”.
 
При этом слово «деревня» - несколько имеющих общее название поселений, отделенных друг от друга небольшими расстояниями. Например, деревня Загорье, расположенная на северо-западе Водлозера, состояла из трех частей – Подгора, Гора и Конец. А деревня Коскосалма включала в себя Кургилово, Дешелово, Подгорье, Итогору и Онгилову гору. Такие составляющие назывались «печищами». До XVII в «печищем» называли не печь, а большую семью, объединенную печью, живущую в одной избе.
По сведениям на 1873 год Водлозерская волость насчитывала на тот период 93 сельских общества, 48 поселений, 447 домов и 3051 человек. Водлозерская межгрупповая система населенных мест, кольцом охватывающая озеро Водлозеро и образованная двумя практически сросшимися групповыми системами - Водлозерско-Ильинской и Куганаволокской считается уникальной. Композиционно-планировочным ядром первой групповой системы в прошлом являлся знаменитый Водлозерско-Ильинский погост (Водлозерский Ильинский погост, Ильинский погост) с церковью “во имя Ильи Пророка”, построенной заново в 1798 году. Вокруг погоста группировалось 20 деревень: Голенцы (Гольяница, Гольяницы, Остров) , Голья Гора (Остров, Загорье), Загорье (За горой, Пустошь, Голья гора), Гумар Наволок (Гумарнаволок, Пустошь), Охтом Остров (Охтомостров, Охтан-остров), Пелгостров, Быковская (Белкова, Наволок), Рагунова (Рагуново), Канза-Наволок (Канзанаволок), Колгостров, Костин Двор (Костин двор), Михайловская (Вачелова, Вачалова), Кургилово (Курилово, Кургиловская, Коскосалма), Онгилова гора (Онгилова-гора, Коскосалма) и Подгорье (Коскосалма) и Коскосалма, сросшиеся в единое поселение под названием Коскосалмнское Пепелище (Коскосалма), Варишпельда (Варишпелда, Варишпилда), Рахкойла, Гость-Наволок(Гостьнаволок, Гос-Наволок, Тось-наволок), Устье реки Илексы (хутор Илекское устье, “Изба Илекское устье”) и Марий остров (хутор Марий остров).
 
В состав смежной Куганаволокской группы в свою очередь входило 15 поселений вокруг Водлозерско-Пречистенского погоста с теплой церковью “во имя Рождества Пресвятыя Богородицы”, построенной “тщанием прихожан” в 1870 году, и холодной кладбищенской церковью “во имя Святых Апостолов Петра и Павла”, возведенной в 1752 году. К погосту вплотную примыкали деревни Большая Пога (Пога большая, Большая Поча, Поча большая, Погост Водлозерско-Пречистенский) и Малая Пога (Пога малая, Малая Поча, Поча меньшая, Погост Водлозерско-Пречистенский). Далее, в радиусе до от 1 до 20 верст от погоста находились деревни: Выгостров, Кева Салма (Кевасалма, Ковасальма), Бостилова (Бостилово), Большой Куга Наволок (Большой Куганаволок, Куганаволок большой), Малый Куга Наволок (Малый Куганаволок, Куганаволок малый, Куганаволок меньший, Заречье), Матка Лахта (Маткалахта), Кузостров (Кудостров, Кузестров, Водлозерскаго Следу), Великостров (Велик-остров, Водлозерскаго Следу), Чуяла, Вадиполе (Вавдиполье, Вавдиполь, Вавдиполе, Вамская Плотина),Вама и Онуфриевская (Ануфриевская, Вама), под общим названием Вама, а также Путилова (Путилово).
Итого в составе Водлозерской межгрупповой системы ранее наличествовало 37 поселений с тремя церквями (Ильинская (1798 г.) на Водлозерско-Ильинском погосте, Рождественская (1870 г.) и кладбищенская Петропавловская (1752 г.) на Водлозерско-Пречистенском погосте) и 22 часовни.
 
В XVII веке административное деление Водлозерья определялось уже двумя погостами. Ильинский к этому времени стал более крупным и насчитывал в своем составе более 30 деревень. К концу XVIII века оба прихода были примерно равны по количеству дворов и прихожан: Водлозерский Пречистинский приход состоял из деревень, общее количество дворов в которых составляло 116 шт., прихожан было 969 человек, Водлозерский Ильинский приход насчитывал к тому времени 112 дворов с 916 прихожанами. Что же касается времени конца XIX века, то согласно спискам населенных мест Пудожского уезда Олонецкой губернии 1892 года в границах Восточного Обонежья еще существовало 5 погостов. В их числе были и Водлозерско-Ильинский погост Водлозерской волости Канзанаволокского общества, Водлозерско-Пречистенский погост Водлозерской волости Куганаволокского общества.
 
Во второй половине ХIX – начале XXв. территория вокруг озера Водлозеро входило в одноименную волость, подразделявшуюся на четыре сельских общества. Последние в свою очередь состояли из общин-деревень. При этом слово «деревня» обозначало несколько имеющих общее название поселений, отделенных друг от друга некоторым расстоянием. Надо отметить, что в некоторых населенных пунктах, например, в Коскосалме и Путилове, части, на которые подразделялись деревни, назывались «печищами» (так в Олонецкой губернии обозначались остатки некогда существовавшего поселения). Таким образом, нужно отметить, что к началу ХХ века в Водлозерье существовал характерный для Русского севера общинный уклад, сохранившийся несмотря на изменение государственной политики в отношении крестьянства.
 
Водлозерье - район компактного проживания локальной этнической группы русских Севера. Складывавшаяся веками система расселения на островах Водлозера вокруг древних погостов была оптимальна для использования земельных угодий, рыбных и лесных ресурсов. Это - уникальная «островная цивилизация», являющая собой, с одной стороны, яркий исторический пример гармоничного сосуществования человека и природы, а с другой - дающая живой ориентир на будущее для деятельности по развитию национального парка как живого природного и социо-культурного организма.