г. Петрозаводск, пр. К.Маркса, 14

Тел. +7 (8142) 76-48-35

г.Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Русский English

Пильмасозеро

Пильмасозеро
Д. Пильмасозеро (нежилая) располагалось на берегу одноименного озера к западу от Водлозера. Название «Пильмасозеро» в переводе с саамского языка означает «Озеро, которое в стороне (от Водлозера)». По преданиям пильмасозерцев часть первонасельников деревни были беглыми старообрядцами и рекрутами (из Архангельской губернии, из Каргопольского и Пудожского уездов Олонецкой губернии). Даже не понятно, были ли среди первых жителей Пильмасозера собственно водлозеры. В деревне в начале ХХ века имел дачу Пудожский барин. Честно говоря, дата основания деревни и фамилии первопоселенцев деревни Пильмасозеро пока остаются не выясненными. Благодаря удаленности от мест расселения основной массы водлозеров, жители Пильмасозера имели возможность активно заниматься охотой, но их возможности в промысле рыбы были сильно ограничены. По устным преданиям пильмасозерцев однажды в своем озере они выловили в невод внука местного водяного, который назвался Микиткой, пожалели его и выпустили обратно в озеро.
В деревне имелась часовня Введения в храм Пресвятой Богородицы (праздник часовенный – «Введение» – 4.12 н. ст.). Имелся и заветный праздник Иванов день (Рождества Иоанна Предтечи, празднование – 7.08 н. ст.). По преданиям пильмасозерцев в ночь на Пасху местные колдуны не шли вместе со всеми в часовню, а отправлялись в баню веселить нечистых духов игрой на балалайке или гармони, читать им свои «Черные книги». Только в быличках пильмасозерцев с людей не верующих в Бога и нечистых духов, заходящих в полночь на Пасху в баню, банная хозяйка Обдериха заживо снимала кожу. Последний ведун Пильмасозера, Кузьма Иудкин, еще во времена Великой Отечественной войны ходил в лес говорить с Лесным хозяином, чтобы точно сказать о судьбе солдат, воюющих на фронте. Этот же человек был также деревенским (неграмотным) поэтом, сочинял пространные стихи на бытовые темы. Пассионарность населения Пильмасозера (они позже других стали называть себя водлозерами) сказывалась даже в советский период. В хозяйстве пильмасозерцев в советское время имелась не только молочная, но также утиная, гусиная и звероводческая (пушная) фермы, которые давали немалую прибыль. Ими была даже предпринята попытка построить на реке Пильмасе собственную электростанцию. В конце XIX начале – XX века Пильмасозеро являлось центральным поселением Пильмасозерского сельского общества, в которое вместе с Гуморнаволоком, Загорьем, Гольяницами, и Келкозером входили деревни Янгозерского куста поселений (Укшезеро, Паезеро, Янгозеро и другие). Общество принимало важнейшие решения относительно раскладки налогов, обслуживания дорог (до 1871 года также и относительно поставки рекрутов в армию) и другие на сходах уполномоченных от каждой крестьянской семьи, проводившихся в Пильмасозере. В 1927 году Пильмасозеро приобрело статус центра Пильмасозерского сельского совета, территория которого не совпадала с территорией дореволюционного Пильмасозерского общества (деревни Янгозерского куста деревень вошли в состав Янгозерской волости). Позже деревня была выселена под огромным давлением властей с целью влить добавочную рабочую силу в слабеющую рыбодобывающую отрасль Водлозерья. Пильмасозерам в Куганаволоке выделили для обустройства наименее пригодные для ведения подсобного хозяйства земли в районе Качнаволока. С бытовыми неудобствами люди справились, но спасти рыболовецкую отрасль местного хозяйства все равно не удалось. Теперь в Пильмасозере, кроме  нескольких крестьянских домов, осталось отремонтированная изба подворья Троице-Сергиевского монастыря.