г. Петрозаводск, пр. К.Маркса, 14

Тел. +7 (8142) 76-48-35

г.Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Русский English

Cтарообрядческий погост

Cтарообрядческий погост
Район Беломорский
Город / населенный пункт Шуерецкое

Автор текста – Маковецкий И.И.

Среди памятников народного творчества на беломорском побережье особое место занимают надгробные столбики-часовни, или, как их называют на Севере, "голубцы". Эти произведения народного творчества, столь широко распространенные на северных погостах до конца XIX в., теперь почти исчезли, а случайно обнаруженные отдельными исследователями образцы давали далеко не полное представление о художественных достоинствах этих небольших сооружений. Поэтому несомненный научный интерес представляет обнаруженный старообрядческий погост близ села Шуерецкое , сохранивший редчайшие произведения народного искусства тески и резьбы по дереву.

В новгородских летописях XV и XVI вв. имеются упоминания о многочисленных крестах-часовенках, стоявших на мостах, улицах и площадях Новгорода Великого. Отдельные новгородские кресты, например, "Чудный креста" (XVI в.) у Волховского моста, а также "Поклонный крест" (ХIV в.) на одной из улиц Софийской стороны, представляли собою замечательные образцы искусства резьбы по дереву. "В 1594 г. голландцы отмечали, что видели на Медынском завороте Мезенского полярного побережья "множество крестов", из которых один с удивительным искусством украшен был русскими письменами", - сообщает исследователь Северного края А.Морозов.

Во второй половине XIX в. точеный столбик-часовня привлек внимание известного историка русской архитектуры академика В.И.Даля. В журнале "Зодчий" за 1875 г. он опубликовал рисунок резного столбика, обнаруженного им в Ветлужском уезде Костромской губернии. По мнению В.И.Даля, подобные столбики относятся к древнейшему периоду истории нашей культуры. Несколько образцов подобных столбиков приводит Н.Н.Соболев, отмечая их важную роль в развитии русской народной резьбы по дереву. Однако отсутствие достаточного материала не позволило этим исследователям широко осветить богатство архитектурных форм и орнаментальных украшений такого рода произведений народного искусства.

Среди столбиков очень редко встречаются одинаковые. Они поражают разнообразием архитектурных форм и орнаментальной резьбы. Наиболее часто столбики обработаны орнаментом в виде бусин, веревочки, горбыльков, городков, желобков, грибовидных форм и других мотивов, которые можно увидеть и на самых древних памятниках, и на современных этим голубцам избах Заонежья. Резные столбики-голубцы подразделяются на два типа: круглые, обработанные со всех четырех сторон, и плоские, с резным контуром.

Наиболее ранние - столбики круглой формы. Они ставились на погостах до середины XIX в. Затем появились плоские столбики.

Наиболее художественны круглые и четырехгранные столбики. Они состоят обычно из трех частей. Основание, сохраняющее форму круглого, необработанного бревна, почти целиком уходит в землю. Затем идет ствол столбика, которому плотник и резчик уделяли наибольшее внимание, и, наконец, киот - верхняя часть столба, закрытая двускатной крышей с фигурным коньком.

Несколько иным, весьма своеобразным характером художественной обработки дерева обладают плоские столбики. Орнамент у них имеется только с лицевой стороны. Композиционное построение столба, по существу, такое же, как и у круглых: основание, центральная часть и киот с крышей. Однако все эти элементы получают другие формы и обработаны другими декоративными приемами. Основание, как правило, значительно сильнее выступает над поверхностью земли и украшается рядом стройных вертикальных бороздок. Иногда к ним добавляется роспись, композиционно повторяющая силуэт самого столбика. За шейкой начинается центральная часть, имеющая овальную, несколько вытянутую вверх форму, завершенную под киотом двумя красивыми завитками. Украшение этой части состоит из резных букв текста - фамилии, имени, отчества и даты смерти похороненного под столбиком лица.