г. Петрозаводск, пр. К.Маркса, 14

Тел. +7 (8142) 76-48-35

г. Сортавала, ул. Садовая, 11

Тел. +7 (81430) 4-83-11

Русский English

Памятное место, связанное с пребыванием в усадьбе Реландеров Н.К.Рериха

Памятное место, связанное с пребыванием в усадьбе Реландеров Н.К.Рериха
Район Сортавальский
Город / населенный пункт Сортавала
Памятное место, связанное с пребыванием в усадьбе Реландеров выдающегося  деятеля культуры Н.К.Рериха(лето 1917 г.) г.Сортавала, берег залива Юхинлахти

В отличие от тех русских писателей и художников, которые подолгу жили или отдыхали в Карелии и Финляндии, но не имели с местным населением никаких отношений, Рерих сразу же нашел общий язык с сортавальцами, подружился с ними.
Имение, где летом 1917 г. жил Николай Константинович с женой Еленой Ивановной (урожденной Шапошниковой, правнучкой М. И. Кутузова) и двумя сыновьями Юрием и Святославом (одному было тогда пятнадцать, другому – тринадцать лет), принадлежало педагогу и фольклористу, ректору сортавальской семинарии К. А. О. Реландеру. В семье его сына медика Тауно Реландера хранится пейзаж "Юхинлахти"* (1917), передающий восторженное впечатление художника от новой встречи с карельской природой.
Для Рериха, изображавшего в своих северных картинах бурю и штиль, безмолвие леса и игру облаков, природу в движении и неподвижности, сочетавшего динамику и статику, пейзаж "Юхинлахти" выглядит на редкость спокойным. В единой гармонии слились камни и сосны, озеро и небо. Многообразные оттенки зеленого цвета передают и нежность листвы молодых деревьев, изображенных в центре картины, и тишину старого соснового леса, запечатленного художником на заднем плане. Освещенная солнцем карельская земля, ее задумчивая июльская красота вызывает в зрителе чувство спокойствия и радости. "В хвойном бору рождается звон. Хранят звон камни и скалы. В озера звон погружается", – писал Рерих в черновиках к статье "Единство", над которой он работал в Юхинлахти. Художнику нравилось и само слово "Юхинлахти" (соединяющий залив. – Е. С). Оно было созвучно идее о мировом единстве, с особой силой владевшей Рерихом в годы первой мировой войны.
"Помни, что я живу на Yhinlahti, а в переводе – на Заливе Единения, – писал художник Александру Бенуа 17 июля 1917 г. – Само местожительство напоминает о том, чтобы спасти культуру, спасти сердце народа. Неужели опять вернуться к культурному безразличию? Неужели можно думать о свободной жизни без знания, без радости искусства?"Е.Г. СОЙНИ Николай Рерих и Север. – Петрозаводск: Карелия, 1987.–166 с: ил.