ЭТО ИНТЕРЕСНО!
25 ноября в Карелии впервые пройдет фестиваль охотничьих традиций в живописном месте – на турбазе «Черные камни» в Сортавальском районе. К участию приглашаются не только те, кто знает и любит охоту, но и все, кто хочет поближе познакомиться с этим древним, но остающимся современным промыслом.
По результатам анализа популярности посещений туристами резиденций Дедов Морозов аналитическое агентство «ТурСтат» составило рейтинг самых популярных Дедов Морозов в России зимой 2017-2018 гг.
У вас есть прекрасная возможность не только проявить свое мастерство, но и увидеть свои работы, напечатанными в красочном подарочном фотоальбоме «Деревья – памятники живой природы России».

Дорогие гости и жители республики! Предлагаем Вашему вниманию однодвневные программы по Карелии. Уверены, каждый из Вас сможет подобрать себе маршрут по душе и настроению!

Приглашаем Вас принять участие в III Всероссийской научно-практической конференции «Туризм и образование: исследования и проекты».

Медвежьегорск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Посмотреть

Автор текста - Иван Митин

Медвежьегорск, один из промышленных центров Карелии, расположен на северо-западной оконечности Большой губы Повенецкого залива Онежского озера, в устьях рек Кумсы и Вички.

Это один из райцентров Карелии, нанизанных на железную дорогу, которая ведет на север, в Мурманск. От Петрозаводска его отделяют 150 км. В старой Олонецкой губернии, не захватывавшей северные районы нынешней Карелии, территория современного Медвежьегорского района занимала крайнее северное положение. Ныне же Медвежьегорск на карте Карелии приближен к ее географическому центру.

Медвежьегорск является не последней важности транспортным узлом Севера: здесь к стержневому пути Петербург - Мурманск примыкает с юго-востока, дорога, связующая край с Архангелогородскими и Вологодскими землями. Медвежьегорск — один из немногих городов Карелии, в котором явно не выражена лесохозяйственная специализация. Небольшие предприятия лесной отрасли сочетаются здесь с объектами обслуживания железной дороги, производствами стройматериалов и швейным.

Первое впечатление от Медвежьегорска может выиграть или проиграть в зависимости от того, каким путем, с какой стороны Вы в первый раз увидите город.

В Медвежьегорск можно въезжать и с севера - с федеральной автодороги "Кола", к которой сходятся дороги из старинного Заонежья, и с востока — по дороге, ведущей с "пудожской" стороны Онежского озера.

Но лучше всего приехать на поезде и сойти у небольшого элегантного деревянного вокзала, построенного в 1916 г. по проекту инженера Габбе в виде голландской церкви. На башенке вокзала беззастенчиво значится: Karhumaki - Медвежья Гора. Те, кому случалось ездить сюда по Октябрьской железной дороге, рассказывают, что билетные кассиры не понимают (или, по крайней мере, демонстрируют непонимание) тех новичков-пассажиров, что просят билет до Медвежьегорска. Станция официально называется Медвежья гора, или, как называют ее в обиходе люди понимающие, Медгора.

Приехать по железной дороге надо еще и потому, что именно с нее, как и многие другие города Карелии, начинался Медвежьегорск. Он был основан в 1916 г. как поселок при железнодорожной станции в связи со строительством Мурманской (Октябрьской) железной дороги в период первой мировой войны. Станция получила необычное и звучное — и потому ставшее основанием для легенд — название Медвежья Гора.

Существуют и даже публикуются разные байки о каком-то полуручном медведе, который жил здесь, помял кого-то и т.п. Но все это топонимические фантазии праздного ума. Известный топонимист Поспелов объясняет, что название дано было по деревне Медвежья Гора, которая была ближайшей (или одной из ближайших, в 30 км) к построенной в безлюдной местности станции. Подобных случаев, когда станция называлась по довольно отдаленному населенному пункту, на карте российских железных дорог множество.

На берегу Онежского озера соорудили пристань, чтобы водным путем доставлять на стройку продовольствие, оборудование и военнопленных. У пристани появились первые домики, склады, временное паравозное депо из досок.

Развитие пристанционного поселка шло медленно, только в 20-е годы колонизационный комбинат Мурманской железной дороги приступил к развитию лесопиления в окрестностях станции.

В развитии города сыграл роль и Беломорско-Балтийский канал. Благодаря выгодному географическому положению города у самой северной оконечности Онежского озера, на Повенецком заливе, именно здесь в 1931 г. разместилось управление строительством Беломорканала.

С началом его строительства поселок превратился в огромный пересыльный пункт для заключенных. В Медвежьегорске находились три лагеря, большинство заключенных составляли крестьяне центральной и южной России, попавшие под колесо коллективизации. Именно их усилиями Беломорско-Балтийский канал был построен за рекордно короткий срок - 20 месяцев. Впрочем, в те годы в городе на любой стройке можно было видеть безвинно осужденных.

Так начал расти нынешний Медвежьегорск — "обогащая" собственную маргинальность, уже изрядную, благодаря "железнодорожной мобильности" населения, лагерной спецификой. Город (Медвежьегорск обрел официальный городской статус в 1938 г.), окруженный "зонами" и возникший из них. Воплощение эпохи. Столица Беломорканала.

В 1941 - 1944 гг. Медвежьегорск был на территории, оккупированной финскими войсками — союзниками фашистской Германии. До настоящего времени в окрестностях города сохранились следы укреплений противника, на окружающих высотах — чугунные колпаки дотов, в скалах для долговременной обороны были выбиты галереи, оснащенные системами отопления и вентиляции. Нелишне вспомнить, что и в Гражданскую войну эти места были ареной англо-американской интервенции.

Летом 1944 г. Медвежьегорск освободили, но в результате тяжелых боев город был разрушен. С довоенных времен сохранились всего три каменных дома, один из которых сейчас занимает краеведческий музей.

Город быстро восстановился после разрушения, расширился и сегодня существует как бы слободами. К северу от железной дороги, еще со времен, когда рабочие железной дороги, оседая здесь, строили себе дома, осталась полностью состоящая из частного сектора половина города. К югу город приобретает "городской" облик — трех- и пятиэтажная застройка, в основном 50—60-х годов, разделенная двумя медвежьегорскими речками на сектора. Средний более всего походит на центральный: правильные кварталы, почта, больница; рекреационная зона с лодочной станцией и небольшой набережной на берегу Онего-озера и речки Кумсы. Главная магистраль этого сектора (а возможно, и всего города) — улица, носящая показательное для истории Медвежьегорска название — Дзержинского. На востоке, пересекаясь рекой Вичкой, она переходит в Повенецкую улицу, которая рассекает на две части частную застройку, наполняющую восточный сектор.

К западу, пересекая Кумсу, улица Дзержинского переходит в Советскую и образует еще один центр Медвежьегорска, который хочется назвать "старым". Действительно, судя по застройке и микроположению, он возник несколько раньше "среднего". На краю этого центра и располагается железнодорожный вокзал, своего рода центр экономической активности, но центральные функции отсюда словно вымываются на восток. А здесь, на западе, железная дорога все ближе и ближе подходит к берегу Онежского озера. Здесь уже не могла бы возникнуть рекреационная зона, подобная той, что у устья Кумсы. Это территория первого промышленного освоения — лесопильный комбинат, склады леспромхоза, грузовой порт.

Знаковым сооружением столицы Беломорско-Балтийского канала является мощное здание, несущее черты стиля конструктивизма 30-х годов, - бывшая гостиница управления Беломорско-Балтийского канала им.Сталина (ул.Дзержинского, 22). Перед зданием - памятник С.М.Кирову (точно такой же установлен в Петрозаводске). Принято считать, что первыми пассажирами, проплывшими по ББК, были Сталин, Ворошилов и Киров. В военные и послевоенные годы в гостинице размещался детский дом, затем - школа-интернат. Сегодня в бывшей гостинице размещаются Медвежьегорский городской музей, различные учреждения и вещевой рынок. С вышки этого здания открывается впечатляющий пейзаж: воды Повенецкого залива клином врезаются в массивы леса, кругом крутые сопки и скалы, в которые вписаны улицы города.

В самом Медвежьегорске не сохранилось исторических зданий, но в районе, в сельской местности много деревянных церквей, относящихся к числу лучших памятников северной русской и карельской архитектуры (см. Заонежье). Достаточно сказать, что к территории Медвежьегорского района административно относится остров Кижи.

Автовокзал:
Адрес: ул.Артемьева, 20
Тел.: (814-34) 2-11-38
Справки о прохождении автобусов через Медвежьегорск: (814-34) 2-44-88

Статистические данные:
Город районного подчинения (Медвежьегорский р-н, Республика Карелия)
Центр: Медвежьегорский р-н, Республика Карелия
Основан: 1916
Город с: 1938
Город прежде назывался Медвежья Гора: 1916-1938
Население: 18 тыс. человек
Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 62°56’
Географическая долгота: 34°25’

Благодарим за предоставленные фотографии Алексея Андрианова.