г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8

Тел. +7 (8142) 76-04-40

Русский English

Воренжа

Воренжа
Деревня Воренжа находится на юго-востоке Беломорского района (северо-восток Карелии, граница Поморской зоны и материковой части Карелии). Она расположена на обоих берегах вытекающей из Пулозера реки Сумы, неподалеку от места ее впадения в Сумозеро. К деревне ведет тупиковая дорога — ответвление длиной 3 км от транзитной (в прошлом) дороги Беломорск-Сумский-Посад-Лапино-Хвойный-Сумостров-Пулозеро. Жилая зона поселения разделена рекой Сумой на две части, соединенные в центре старым деревянным мостом. Правобережная часть имеет преимущественно прибрежно-рядовую планировочную структуру, с ориентацией лицевых фасадов домов на реку и на северо-восток. При въезде в эту часть деревни со стороны деревни Сумострова сохранился фрагмент свободной планировки с ориентацией фасадов нескольких домов на юг. Левобережная часть поселения имеет уличную планировочную структуру, состоящую из двух взаимно перпендикулярных улиц, точка пересечения которых располагается у моста и акцентирована Ильинской церковью. Одна из улиц является продолжением дороги, проходящей через мост, а вторая идет параллельно берегу реки Сумы.
Жилые дома представлены домами-комплексами  под двух- и трехскатными крышами. Застройка относится к концу XIX — началу XX вв. На многих старых домах сохранились традиционные конструктивные элементы и детали — резные кронштейны и причелины, остатки декоративных балконов и наличников окон, «курицы» и «потоки». Особое внимание привлекают хозяйственные постройки поселения, расположенные по берегам реки Сумы и сохранившие архаичные планировочные решения, конструктивные элементы и декоративные детали. В деревне имеется семнадцать вновь выявленных объектов — Ильинская церковь, кон. XIX — нач. XX вв.; дом с балконом, кон. XIX — нач. XX вв.; тринадцать амбаров, кон. XIX — нач. XX вв.; две бани, кон. XIX — нач. XX вв.
Ильинская церковь расположена в центре деревни Воренжа на левом берегу реки Сумы и является архитектурной доминантой в застройке поселения. Церковь состоит из молитвенного помещения, прямоугольного алтаря, притвора и сеней. В сенях имеется лестница из пяти ступеней и две камеры, выделенные дощатыми продольными перегородками. В правой от входа камере ранее размещалась лестница для подъема на восьмигранную колокольню, от которой под крышей сеней сохранился один венец. Сени с колокольней были пристроены во второй строительный период. С запада к сеням примыкает крыльцо с рундуком на столбах и с двухскатной крышей-навесом на ажурных консолях. Судя по сохранившимся следам, на месте ныне существующего крыльца ранее существовало  крыльцо на срубном основании с врубленными ступенями. Вторая реконструкция церкви связана с надстройкой алтаря и подведением его под крышу главного помещения. По сведениям старожилов эта реконструкция была проведена после утраты колокольни и в чердачное пространство над алтарем был перенесен старый колокол. В системе освещения постройки в равной мере участвуют как южные, так и северные окна. Ильинская церковь, построенная во второй половине XIX в., представляет историко-архитектурный интерес благодаря сохранности общего планировочного решения, следов двух строительных периодов, а также важной композиционной роли в застройке поселения.
Дом Маланьюшкина И.В. расположен в центре деревни Воренжа на левом берегу реки Сумы, к которой обращен своей боковой стеной, слева от моста и через дорогу от церкви. Благодаря своему месторасположению и габаритным размерам, играет роль опорного элемента и локальной доминанты в застройке поселения. Постройка представляет собой дом-комплекс. В основе плана жилой части дома лежат два жилых блока, разделенных сенями. Передний блок - шестистенок-крестовик, включающий две "передние" горницы (каждая с тремя окнами на лицевом фасаде) и две избы. Второй жилой блок дома расположен между сенями и двором-сараем, представляет собой сруб-шестистенок, который включает две "задние" горницы, разделенные продольным проходом на сарай. Над передними горницами под крышей имеется срубная горница-светелка с тремя окнами на лицевом фасаде. В избах сохранились традиционные русские печи с рубленными "в лапу" подпечьями, выполненные из кирпича и имеющие односторонний полностью встроенный жараток. Ранее у печей были печные столбы и воронцы, а у одной из печей сохранился рубленный "в ласточкин хвост" рундук с лестницей для спуска в подклет.
Крыша на доме - с кровлей "по курицам и потокам" (последние утрачены). От внешнего декоративного убранства на лицевом фасаде сохранился балкон с прямоугольным совмещенным основанием на одноярусных кронштейнах. Дом представляет историко-архитектурную ценность благодаря хорошей сохранности объемно-планировочного решения, внешних и внутренних конструктивных элементов и декоративных деталей, а также важной композиционной роли в застройке поселения.
Амбары № 1,2,3,5 - Хозяйственная постройка - конца XIX - начала XX вв представляет историко-архитектурную ценность благодаря хорошей сохранности общего объемно-планировочного решения и архаичных элементов покрытия (куриц, потоков и шелома).
Амбары № 10,11,12 - хозяйственные постройки – конца XIX - начала XX вв. представляет историко-архитектурную ценность благодаря хорошо сохранившемуся объемно-планировочному решению и архаичным конструктивным элементам (опорная рама со столбиками-вставками, кровля "по курицам и потокам", двери).
Амбар № 13 (кон. XIX - нач. XX вв) двухъярусный, с внутренней лестницей в глубине помещения. На первом ярусе вдоль правой от входа стены ранее размещался сусек с четырьмя отделениями. Второй ярус с двумя щелевидными продухами на фронтоне тыльного фасада предназначался, предположительно, для хранения утвари.
Амбар № 15 - хозяйственная постройка - кон. XIX - нач. XX вв. Амбар двухъярусный, с продухом на фронтоне лицевого фасада, предназначался для хранения зерна и муки (внизу дверного полотна есть лаз для кошки).
Амбар № 16 (конец XIX - начало XX вв.) Амбар двухъярусный, с внутренней лестницей (утрачена вместе с перекрытием) и с продухом на фронтоне лицевого фасада. Судя по следам от сусек, оба яруса предназначались для хранения зерна и муки. Он, представляет историко-архитектурную ценность благодаря хорошей сохранности и конструктивным элементам. Амбар является одним из уникальных, сохранившихся до настоящего времени, примеров амбара на гребешках-вставках.
Амбар № 4 (конец XIX - начало XX вв.) представляет типологический интерес благодаря хорошей сохранности общего объемно-планировочного решения и конструктивных деталей.
Амбар № 7 - представляет интерес благодаря сохранности общего объемно-планировочного решения и следов росписи на входных дверях.
Амбар № 8 (конец XIX - начало. XX вв.) представляет историко-архитектурный интерес как пример ныне редко встречающегося типа крестьянской складской постройки. Амбар играет важную композиционную роль в береговой застройке деревни Воренжи.
Амбар № 9 (конец XIX - начало XX вв.) Амбар одноярусный, без внутреннего перекрытия. Внутри амбара сохранилась система жердевых грядок для развешивания сетей, представляет историко-архитектурный интерес, благодаря сохранности общего планировочного решения и архаичных конструктивных элементов.
Баня № 1 (конец XIX - начало XX вв.) Баня состоит из мыльного помещения и предбанника. Топится "по-черному". Дымоудаление осуществляется через дверь и дымоволок в противоположной от входа стене. В интерьере сохранилась печь-каменка с вмурованным в нее котлом и одноступенчатый полок. Баня  - образец распространенного в материковых деревнях Поморья типа крестьянской хозяйственно-бытовой постройки. Она представляет историко-архитектурный интерес, благодаря сохранению традиционной планировки и архаичных признаков ("черная" печь и накат перекрытия).
Баня № 2 (конец XIX - начало XX вв.) Баня состоит из мыльного помещения и предбанника. Она топится "по-черному". Дымоудаление осуществляется через дверь, потолочный дымоволок с квадратной дощатой дымницей и дымоволок в противоположной от входа стене. В интерьере сохранилась печь-каменка с вмурованной в нее металлической полубочкой и двухступенчатый полок. Баня представляет интерес благодаря хорошей сохранности общего планировочного решения и архаичных признаков ("черная" печь и накат перекрытия).

Планировка и застройка деревни Воренжи в комплексе с окружающим природным ландшафтом представляет несомненный историко-архитектурный и художественный интерес и заслуживает сохранения. В перспективе деревня Воренжа может стать составным элементом туристического маршрута, охватывающего поморские поселения Сухое, Вирма и Сумский Посад и материковые деревни Лапино, Сумостров и Пулозеро.

http://arni.petrsu.ru/index.php?mod=doma&pm=b7001&raion=1&subreg=1

Новый
туристский портал

Перейти