ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Дорогие гости и жители республики! Предлагаем Вашему вниманию однодвневные программы по Карелии. Уверены, каждый из Вас сможет подобрать себе маршрут по душе и настроению!

Приглашаем Вас принять участие в III Всероссийской научно-практической конференции «Туризм и образование: исследования и проекты».

Кереть

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Посмотреть

 Название поморского села Кереть, скорее всего, происходит от саамского слова "гиера", что означает "вершина горы". В архивных исторических документах Соловецкого монастыря 1520 года от 12 октября имеется купчая на угодья по реке Кереть Василия Родионова-Синицы. В те далекие времена село славилось добычей речного жемчуга. Во времена царствования Ивана Грозного в реке Кереть освежали потускневший жемчуг. Секрет прост: в речной воде присутствует слабая кислотность. По преданиям, керетьские купцы подарили дочери Петра I императрице Елизавете Петровне ожерелье из черного жемчуга, за что она в знак особой благодарности даровала старосте села привилегию - не ломать шапки перед царскими чиновниками.
Финский фольклорист Элиас Ленрот приезжал в Кереть на оленьей упряжке на две недели в феврале 1837 года. В своем дневнике путешественник отмечал: "Основной промысел жителей Керети - рыболовство. Начиная с середины марта до конца мая через Кереть тянутся обозы. Едут люди в Кандалакшу и оттуда к Ледовитому океану на рыбную ловлю и зверобойный промысел. Рыбак за сезон может заработать 100 - 200 рублей. Они либо работают для себя, либо нанимаются. В более состоятельных домах имеется от 300 до 1000 сельдянок (бочонков), которые продают в Архангельске по рублю за сельдянку". Описывая жизнь керетьчан, Элиас Ленрот еще писал: "В селе ложатся спать в 5-6 часов и встают в два. Все долгое утро мужчины пролеживали на рундуках или на полатях либо до завтрака привезут воз дров или сена. Женщины готовят пойло для скота, стряпают, варят похлебку. У женщин вся одежда покупная. Лен и коноплю закупают для снастей. Картофель совсем не сажают либо сажают ничтожно мало. Считается грехом брить бороду и оставлять волосы нестриженными. Грешно курить, есть похлебку, оставшуюся с прошлого раза, брать печень и внутренности... Господин Байтрам ведет контроль за торговлей казенным вином в Керети. Столы и стулья из Архангельска. Говорят, в церкви хранятся мощи некого Варлаама, гроб которого висит привязанный к потолку. Этот Варлаам совершил какой-то тяжкий грех, сделался набожным и впоследствии слыл как святой". Затем Элиас Ленрот на лыжах по побережью ушел в поморскую деревню Черная Река и далее его путь был на Ковду. В селе Кереть находился таможенный пункт Ковдинской таможенной заставы. Он приносил существенный доход в государственную казну в виде пошлин с привезенных товаров, корабельного сбора, платы за гербовые марки и канцелярские потребности.

Особо ценилась керетьская семга и добывалась в основном для Соловецкого монастыря и царского стола. Мясо семги отличалось особой нежностью. Об этом рассказывают рукописи еще и XVI века. В 1879 году братья-купцы Савиновы построили лесопильный завод на каменном острове Средний недалеко от села Кереть. Работал завод при помощи паровой машины. Было три лесопильные рамы. Купцы Савиновы наладили морскую международную торговлю лесом с Англией и Голландией. Один из братьев впоследствии стал купцом первой гильдии и перебрался в Англию. Сегодня в селе сохранился еще фамильный склеп Савиновых. А завод просуществовал до 1958 года. К его причалам приходили за пиломатериалами иностранные суда.

В 1935 году в Керети проживал 1121 житель. В тот же период вЧупе числилось 1228 жителей, в поселке Лоухи - 1396 человек. В Керети к тому времени было около 300 домов. Дома стояли двухэтажные, двухъярусные амбары с огромными колесами-воротами для поднятия клади. До революции в большой бедняцкой семье в селе Кереть родился Матвей Коргуев. Был батраком, славился среди поморов как отличный знаток сказок. С 1938 года Матвей Коргуев являлся членом Союза писателей СССР и за свою творческую работу был награжден орденом "Знак Почета", в 1939 году он избирался депутатом Верховного Совета Карело-Финской АССР. Ленинградский фольклорист А.И.Нечаев записал от него 115 сказок, составивших два тома "Сказок карельского Беломорья". Столько сказок от одного человека еще не записывалось и не издавалось под одной обложкой.
В 1960 году в этом поморском селе ликвидировали колхоз "Красный рыбак", были закрыты школа, библиотека, магазин, хлебопекарня, больница, детский сад. Упразднили сельский совет, и большинство жителей стало перебираться в Чупу и Лоухи. И по истечении четырех с лишним лет старинное поморское село Кереть прекратило свое существование.

Сегодня село вновь возрождается благодаря туризму в Лоухском районе. Питерские предприниматели построили около 10 гостевых домиков для природного и экологического туризма. (Информационное агентство "Карелия"http://izdat.karelia.ru/index.php?newsid=3712)